Найти тему
Внук Эзопа

Ницше: вечное возвращение, страдание и утверждение жизни

Оглавление

Идеал человека, полного жизни и духовности, который принимает и примиряется со всем существующим, стремится обладать тем, что уже было и повторяется вечно, неутомимо взывая «da capo» (сначала).

Идея Ницше о вечном возвращении, или вечном повторении, является одной из его самых известных идей, но также и одной из наиболее неверно истолкованных.

✅ Это непонимание часто возникает из-за существования двух точек зрения или способов интерпретации этой идеи, что приводит некоторых к путанице относительно того, что именно Ницше имел в виду. Ницше иногда говорит о вечном возвращении как о научной теории, а иногда как о психологическом «тесте».

Вечное возвращение как научная теория

Вечное возвращение как научная теория — это представление о том, что все события и переживания во Вселенной будут повторяться вновь и вновь на протяжении всей вечности.

Ницше основывает эту теорию на нескольких предположениях: вселенная содержит ограниченное количество энергии (закон сохранения энергии), возможные состояния, которые может принимать эта энергия, ограничены, и время бесконечно.

Вечное возвращение — это представление о том, что все события и переживания во Вселенной будут повторяться вновь и вновь на протяжении всей вечности
Вечное возвращение — это представление о том, что все события и переживания во Вселенной будут повторяться вновь и вновь на протяжении всей вечности

Основываясь на этих трёх предпосылках, он приходит к выводу, что всё происходящее будет повторяться бесконечно. С личной точки зрения это означает, что наша собственная жизнь и всё, что с нами происходит, и всё, что мы переживаем, будет повторяться вновь, и вновь, и вновь… и вновь.

«Этот мир — чудовище энергии, без начала и конца; твёрдая, железная сила, которая не увеличивается и не уменьшается, которая не тратит себя, а лишь трансформируется… море сил, текущих и стремящихся вместе, вечно меняющихся, вечно затапливающих с огромными годами повторения, с приливами и отливами своих форм; от простейших форм, стремящихся к самым сложным, от самых тихих, самых жёстких, самых холодных форм к самым горячим, самым бурным, самым противоречивым, а затем снова возвращающихся домой к простому из этого изобилия… без цели, если только радость круга сама по себе не является целью» («Воля к власти», Ницше).

Вечное возвращение как психологический тест

Ницше рассматривал вечное возвращение как научную теорию, но его больше интересовало использование этой концепции в качестве психологического теста для определения достижения состояния amor fati (любовь к судьбе), которое он считал главной целью человеческого существования.

Ницше писал: «Я хочу всё больше и больше учиться видеть прекрасное в том, что необходимо в вещах; тогда я стану одним из тех, кто делает вещи прекрасными. Amor fati: пусть отныне это будет моей любовью! Когда-нибудь я хочу быть способным говорить только „да“». (из «Весёлой науки», Ницше).
«Я хочу всё больше и больше учиться видеть прекрасное в том, что необходимо в вещах; тогда я стану одним из тех, кто делает вещи прекрасными» (Ницше).
«Я хочу всё больше и больше учиться видеть прекрасное в том, что необходимо в вещах; тогда я стану одним из тех, кто делает вещи прекрасными» (Ницше).

В «Весёлой науке» Ницше предлагает нам провести мысленный эксперимент, представив ситуацию как можно более реалистично, чтобы выяснить нашу реакцию на такое послание. Ницше считал, что эта реакция раскроет наше истинное и часто скрытое отношение к жизни и вселенной:

«Что, если бы демон однажды днём или ночью прокрался за вами в ваше глубочайшее одиночество и сказал вам: „Эту жизнь, какой вы живёте сейчас и прожили её раньше, вы должны прожить ещё раз, а также бесчисленное количество раз; и в ней не будет ничего нового, но каждая боль, и каждая радость, и каждая мысль, и каждый вздох, и всё невыразимо малое и великое в вашей жизни должно прийти к вам снова, и всё в той же серии и последовательности — и точно так же этот паук и этот лунный свет среди деревьев, и точно так же этот момент, и я сам.
Вечная песочница существования когда-нибудь снова перевернётся, и ты вместе с ней, ты, пылинка!“ — Разве ты не бросился бы вниз, не заскрежетал бы зубами и не проклял демона, который так говорил? Переживали ли вы когда-нибудь потрясающий момент, в который вы бы ответили ему: „Ты Бог, и я никогда не слышал ничего более божественного!“ Если бы эта мысль приобрела власть над вами такими, какие вы есть, она преобразила бы вас и, возможно, раздавила бы». (из «Весёлой науки», Ницше).

Вечное возвращение и страдание

Для успешного прохождения психологического теста и ответа демону радостью, а не отвращением при мысли о многократном повторении своей жизни, необходимо изменить своё отношение к страданию.

Трудность принятия каждого момента и желания его повторения (для достижения состояния amor fati или «говорения „да“») связана с постоянным присутствием и неизбежностью страданий в жизни. Чтобы сказать «да» всему существующему, нужно сказать «да» и страданию.

Страдание всегда будет неотъемлемой частью жизни, но большинство людей стараются избегать его
Страдание всегда будет неотъемлемой частью жизни, но большинство людей стараются избегать его

✅ Страдание всегда будет неотъемлемой частью жизни, но большинство людей стараются избегать его, отвлекаясь или принимая лекарства. Однако можно развить позитивное отношение к страданиям. Мы можем принять их и даже полюбить.

Идея любви к своим страданиям кажется необычной и недостижимой, но если мы оглянемся на свою жизнь, станет ясно, что наши самые значительные изменения и преобразования происходили в трудные времена. Известно, что потенциал роста и перемен связан с преодолением трудностей, борьбы и неудач, но удивительно то, что это знание применяется в условиях глубокой боли или лишений.

Большинство людей, испытывая страдания, не радуются этому и не задумываются о своём развитии, вместо этого они оплакивают свою боль и стремятся избавиться от неё любыми способами.

Если мы сможем сохранить в своём разуме понимание того, что страдание открывает возможности для развития, мы сможем преодолеть свою боль, увидеть в ней ценность и освободиться от неё, чтобы использовать и управлять ею ради собственного благополучия и роста.

«Сначала я должен погрузиться… глубже в боль, чем когда-либо я погружался, в самую тёмную пучину боли»… Откуда берутся самые высокие горы? Однажды я спросил. Затем я узнал, что они выросли из моря. Доказательства запечатлены в их скалах и на стенах их вершин. Наивысшее должно подняться на свою высоту из самых глубоких глубин». («Так говорил Заратустра», Ницше)

Такой подход даёт нам силу сказать «да» нашему страданию и, следовательно, сказать «да» самой жизни во всей её сложности, хаосе и неопределённости. С таким отношением мы ответим демону: «Ты Бог, и я никогда не слышал ничего более божественного!» Если мы хотим извлечь максимальную пользу из этой бурной жизни и со временем не стать ожесточёнными и застойными, мы должны научиться говорить «да»: «Для игры в созидание, братья мои, необходимо священное „да“». («Так говорил Заратустра», Ницше)

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа