106,6K подписчиков

Импортные детали и усиленный антикор: как собирают автомобили Xcite в Санкт-Петербурге

5,5K прочитали
Бывшая ниссановская площадка в Санкт-Петербурге вышла из двухлетней спячки.

Бывшая ниссановская площадка в Санкт-Петербурге вышла из двухлетней спячки. На здании теперь нет ни одной вывески, название технологического партнёра нигде не упоминается, но из цеха уже выезжают кроссоверы пока малоизвестной марки Xcite, вопросов к которой больше, чем ответов. Поэтому мы отправились на предприятие, чтобы увидеть всё своими глазами.

Что собой представляет завод Xcite

«Автозавод Санкт-Петербург» — именно так теперь именуется площадка, которая в 2024-м отмечает 15-летие: первые товарные Ниссаны здесь изготовили в июне 2009-го. Причём предприятие изначально задумывалось с большим размахом — под полный производственный цикл со сваркой кузовов.

А десять лет назад завод серьёзно модернизировали и расширили: стали отливать пластиковые детали, обновили окрасочную линию, запустили два цеха штамповки. Но весной 2022-го японская компания не смогла наладить бесперебойную поставку комплектующих в Россию, и сборка кроссоверов Qashqai, X-Trail и Murano в Петербурге прекратилась. Как оказалось — надолго. Если не навсегда.

В итоге простаивающее современное предприятие мощностью 100 000 автомобилей ежегодно де-факто передали под контроль АвтоВАЗа. Однако проект 2023 года по выпуску в Санкт-Петербурге паркетников FAW Bestune T77 под маркой Lada X-Cross 5 пришлось свернуть — китайская сторона в последний момент отказалась от сотрудничества, видимо, испугавшись вторичных санкций, а небольшую партию готовых машин даже не стали выпускать в свободную продажу.

Во избежание подобных неожиданностей следующую попытку перезапуска организовали куда более осмотрительно.

Бывшая ниссановская площадка в Санкт-Петербурге вышла из двухлетней спячки.-2

Что такое бренд Xcite

Формально участие АвтоВАЗа в новом проекте сводится к роли дистрибьютора: единственную модель марки Xcite (по-русски «Иксайт», с ударением на второй слог) — 4,5-метровый пятиместный кроссовер X-Cross 7 — начали реализовывать через салоны дилерской сети Lada.

И не нужно быть детективом, чтобы признать в российском паркетнике с непривычными эмблемами один из главных хитов нашего рынка — Chery Tiggo 7 Pro. В Xcite X-Cross 7 превратили относительно доступный вариант китайской модели — с 1,5-литровым бензиновым турбомотором, вариатором и передним приводом. Комплектаций всего две — за 2 499 000 и 2 636 000 рублей. И это весьма заманчивый прайс: одноклассники стоят заметно дороже.

При этом, если не брать в расчёт знакомый дизайн и начинку, происхождение машины замаскировали отменно. Маркировку «восточного партнёра» тщательно удалили даже со стёкол. Привычные значки популярного бренда из КНР кое-где попадаются разве что под капотом.

Xcite активно насыщает дилерскую сеть товарными автомобилями, и продажи уже пошли — на момент публикации реализовано около 300 кроссоверов X-Cross 7. Заинтересовать стараются не только частников, но и госструктуры. Например, завод договорился о поддержке с Правительством Санкт-Петербурга, запланированы поставки машин в автопарк Смольного
Xcite активно насыщает дилерскую сеть товарными автомобилями, и продажи уже пошли — на момент публикации реализовано около 300 кроссоверов X-Cross 7. Заинтересовать стараются не только частников, но и госструктуры. Например, завод договорился о поддержке с Правительством Санкт-Петербурга, запланированы поставки машин в автопарк Смольного

Как собирают Xcite X-Cross 7

Для производства кроссоверов задействовали прежнюю ниссановскую линию, адаптировав конвейер под особенности свежей модели и сильно упрощённую технологическую цепочку. Сейчас «Автозавод Санкт-Петербург» делает машины исключительно крупноузловым методом: штамповка, сварка, окраска и литьё пластика до сих пор остаются в режиме ожидания — оборудование сохранили, законсервировали и пока не используют.

Китайский машинокомплект для Петербурга представляет собой окрашенный и полностью оформленный (вплоть до салона) кузов без силовой установки и узлов ходовой части — они упакованы в отдельные контейнеры. В таком полуготовом виде остов будущего X-Cross 7 вручную загружают на конвейер, а дальше автоматика перемещает автомобиль по сборочным постам, где кроссовер обрастает колёсами и нужными агрегатами.

Двигатель и подвески предварительно доводят до кондиции на отдельных участках с подвесным монорельсовым и напольным конвейерами соответственно. В частности, монтируют патрубки системы охлаждения, заправляют коробку передач трансмиссионным маслом, крепят нужные детали к подрамнику и так далее. Затем модули отправляют на «свадьбу», где соединяют с заданным техдокументацией кузовом — каждому экземпляру будущего Xcite соответствует своё «железо».

Комплектующие к конкретным адресатам доставляют беспилотные тележки AGV. Такие же роботы трудятся на столичном заводе «Москвич» (бывший Renault) и на АвтоВАЗе. То есть накопленный в ниссановскую эпоху опыт роботизации постарались использовать сразу же, не дожидаясь выхода на полную мощность.

Автоматизированные тележки AGV способны перевозить до 1,5 тонны грузов. Таких роботов на «Автозаводе Санкт-Петербург» 120 штук
Автоматизированные тележки AGV способны перевозить до 1,5 тонны грузов. Таких роботов на «Автозаводе Санкт-Петербург» 120 штук

Дальше дособранный в течение трёх часов автомобиль своим ходом переезжает на линию инспекции качества, там каждому X-Cross 7 регулируют «сход-развал», фары, а также калибруют на специальной «шахматной доске» систему кругового обзора. Заканчивается цепочка проверкой тормозной системы на беговых барабанах, тестом на герметичность в дождевальной камере и небольшим дорожным пробегом для оценки корректности работы всех систем.

На наших глазах по конвейеру шли в основном белые и серебристые кроссоверы. Однако из Китая кузова X-Cross 7 также приходят в сером, красном, синем и чёрном цветах
На наших глазах по конвейеру шли в основном белые и серебристые кроссоверы. Однако из Китая кузова X-Cross 7 также приходят в сером, красном, синем и чёрном цветах

Операций немного. Поэтому и основной цех завода внутри выглядит несколько пустынным — зоны хранения и комплектования едва загружены, линия досборки дверей не действует. С другой стороны, главный конвейер забит очень плотно, машины идут без значительных промежутков. И темп действительно впечатляет — едва перезапустившись, предприятие изготовило уже почти 10 000 кроссоверов!

Прямо сейчас с конвейера «Автозавода Санкт-Петербург» сходит 12 машин ежечасно с потенциалом увеличения темпа сборки до 22 единиц в час. План до конца 2024 года — 25 000 автомобилей
Прямо сейчас с конвейера «Автозавода Санкт-Петербург» сходит 12 машин ежечасно с потенциалом увеличения темпа сборки до 22 единиц в час. План до конца 2024 года — 25 000 автомобилей

Что российского в Xcite X-Cross 7

На текущий момент, как метко выразился директор завода Иван Миронов, «только русская душа». Поскольку локализация проекта на начальном этапе нулевая: все компоненты, за исключением разве что технических жидкостей и топлива «Лукойл», поступают из-за границы.

Однако Xcite X-Cross 7 на фоне китайского донора обладает очень важным для наших климатических условий преимуществом — усиленной антикоррозионной обработкой. И операция по нанесению защитного состава не выглядит формальностью. Основную часть консервирующей химии автомобиль получает при сходе с конвейера, однако критические места промазывают ещё на предварительной стадии — до установки подрамника силового агрегата и подвески.

Так выглядит камера, где на готовый Xcite X-Cross 7 наносят дополнительный антикор
Так выглядит камера, где на готовый Xcite X-Cross 7 наносят дополнительный антикор

Будут ли локализовывать Xcite X-Cross 7

Планы по увеличению определённо есть — об этом говорят и руководство предприятия, и рядовые сотрудники, которые в кулуарах доверительно сообщают, что на законсервированных участках сварки, штамповки и окраски ведётся некая проектная деятельность.

Вот только направление и приоритеты этой самой локализации на заводе раскрывать не спешат. Казалось бы, проще всего начать с шин, аккумуляторов, стёкол, ковриков и других подобных изделий, давно освоенных отечественными смежниками. «Проще, — соглашается руководитель площадки Иван Миронов, — но не значит, что эффективнее». Ведь экономика поставок машинокомплектов из Китая имеет свои нюансы, без учёта которых выгодный бизнес не построить. Да и импортозамещение само по себе требует дополнительных инвестиций.

На нынешнем этапе важно, что предприятие потенциально готово к развитию событий по разным сценариям — как к постепенному внедрению российских комплектующих, так и к мелкоузловой сборке, ведь оставшееся в наследство от бывших собственников оборудование оказалось гибким. Утверждается, что площадка способна одновременно выпускать до пяти моделей по полному циклу!

А новые модели у Xcite будут?

Да, и довольно скоро. Осенью «Автозавод Санкт-Петербург» должен освоить второй кроссовер — полноприводный. Соответственно, по цене и статусу модель займёт в линейке марки позицию на ступеньку выше X-Cross 7. Но какая иномарка послужит прообразом — неизвестно.

Конечно, логично предположить, что «восточный партнёр» к тому моменту не изменится. А значит, есть вероятность появления на конвейере, допустим, одной из модификаций семейства Chery Tiggo 8. Однако эту версию директор и инженерный персонал предприятия не подтверждают. Впрочем, и не опровергают тоже.

Бывшая ниссановская площадка в Санкт-Петербурге вышла из двухлетней спячки.-11

Зачем сотрудников отправляют в режим простоя

Со стороны это действительно кажется странным — заготовки X-Cross 7 движутся по конвейеру бесконечной вереницей, стартовала раскрутка марки по телевидению и в других СМИ, пошли первые продажи, а работники вынуждены уходить в добровольно-принудительный отпуск? Но дело здесь, оказывается, как раз в тех самых законсервированных участках сварки, штамповки и окраски, пояснил Иван Миронов.

Кадровая политика предприятия сейчас строится на максимальном сохранении костяка опытных специалистов ещё ниссановской выучки. Для этого, в частности, сотрудникам индексировали оклады — средняя зарплата достигла внушительных по меркам российского автопрома 118 000 рублей. Однако для того, чтобы не увольнять персонал временно пустующих цехов, начальство вынуждено попеременно выводить часть подчинённых в режим простоя. Рано или поздно завод собирается задействовать весь коллектив.

Бывшая ниссановская площадка в Санкт-Петербурге вышла из двухлетней спячки.-13

Верите в успех российского бренда Xcite? Напишите в комментариях!