Найти в Дзене

В чем виноват рельсовый стык?

Оглавление

Желание в удлинении рельсов

Сегодня рельсы у нас укладывают длиной до 800 метров и даже более. И такие длинные рельсы мы уже называем рельсовой плетью.

Источник https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=B4IjfJwVlv8
Источник https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=B4IjfJwVlv8

До бесстыкового пути у нас был звеньевой путь с длиной рельсов 12.5 и 25 метров. А если уйти совсем далеко, то в 1890 годах у нас укладывали рельсы 5 сажени (это 10.668 м). Еще раньше у нас были рельсы 4 и 3 сажени. Сегодня это рельсовые рубки, а когда-то в царской России это были вполне себе рельсы нормальной длины.

-3

Если порыться в старой литературе, как в нашей, так и в зарубежной, то можно увидеть склонность людей постоянно удлинять укладываемые в путь рельсы. Но зачем нам длинные рельсы?

Рельсовый стык. Источник https://railfastenings.com/rail-fishplate/
Рельсовый стык. Источник https://railfastenings.com/rail-fishplate/

Основной причиной конечно же является уменьшение стыков. Но в чем так провинился рельсовый стык? Почему его так невзлюбили? Совсем неочевидная на первый взгляд причина, это дополнительный расход стали. Кто разбирал стыки, наверняка, помнят тяжелые накладки. Я тут посчитал массу вместе с болтами и оказалось, что при 25 метровых звеньях набегает 5.8 тонн металла на 1 км пути. А при 12.5 метровых звеньях в 2 раза больше, 11.6 тонн на 1 км пути. Поэтому можно представить количество дополнительного металла, которое было у дедов на рельсах длиной 3 сажени. Вы только посмотрите, что предлагалось сделать.

Лапчатый стык
Лапчатый стык

Этот рельс предложил некий американец из города Чикаго. Про него так мало информации. Я написал немного про него. Почитайте в этой статье.

Но, а другие причины связаны с дополнительным ударным воздействием колеса об рельс в зоне стыка. Не сложно поверить, что половина работы во время выправочного ремонта состоит из устранения последствий, связанных с этими ударами. Из-за этого наши предки предъявляли к стыкам определенные требования, которые, к сожалению, противоречили друг другу. Так, человечество пыталось создать идеальный стык и в итоге пришло к сварному стыку.

Сварной стык
Сварной стык

Противоречивые требования к стыку

Стык должен иметь зазор достаточной ширины, чтобы не препятствовать удлинению или укорочению рельса, в связи с изменением температуры.

Но также в зоне стыка рельс должен воспринимать такие же напряжения, такой же прогиб как и за зоной стыка. Но чтобы это сделать, надо устроить сварной стык, а это уже нарушение первого требования.

Получается какой-то замкнутый круг, выйти из которого можно только каким-то компромиссом. Каким и стал самый обычный классический перпендикулярный стык с зазором.

Стыковое скрепление. Модель с сайта ВСП74
Стыковое скрепление. Модель с сайта ВСП74

Проблемы в зоне стыка

Основную функцию выполняют две накладки, которые стягиваются болтами и зажимаются между головкой и подошвой рельса. Накладка работает как балка, которую вот так гнет.

-8

Верхняя часть сжимается, а нижняя растягивается. А рельс, наоборот, работает как консоль. Головка растянута, а подошва сжата.

-9

Происходит такой интенсивной износ.

-10

В стыке, естественно, прогиб рельса будет больше, чем в любом другом месте. Но ладно с прогибом. Траектория движения колеса резко приобретает «ломанный» вид.

Удар. Следующий, следующий. Здесь следует понимать, что промежуточные рельсовые скрепления не дают возможности рельсу свободно удлиниться. Если его раскрепить, то он удлиниться. А так, его частично сдерживают. Во время каждого такого удара рельс трясется. И эта тряска помогает ему со временем преодолевать удерживающую силу в скреплении. Его проталкивает. Так происходит угон пути.

-11

Со временем головки рельсов сминает, из-за чего рельс выходит из эксплуатации раньше, чем он мог еще служить. Чтобы уменьшить смятие и уменьшить прогиб, в зоне стыка сдвинули ближайшие шпалы, несмотря на основную эпюру шпал.

И что только не пытались делать. Наши устраивали стыки по наугольнику, американцы устраивали стыки «вразбежку». Не помогало (подробнее читайте в этой статье).

-12

Шпалы сдвигали вплотную, из-за чего стык получался слишком жестким. В последствии он чаще выходил из строя.

-13

К тому же получилось труднодоступное место, из-за чего под две такие шпалы было очень тяжело «подбить» балласт.

Стык на сдвоенных шпалах
Стык на сдвоенных шпалах

Аналогично со стыком на одной шпале. Слишком жесткий стык. Нужна упругость. Так что лучшим решение оказался стык на весу.

А ещё каждый такой динамического удар тормозит состав. В буквальном смысле поезд теряет свою кинетическую энергию. Это называется дополнительным сопротивлением движению из-за наличия стыков.

Скорость нужно возобновлять. А для этого нужно затрачивать больше энергии. Я тут вычитал, что наш бесстыковой путь экономит 7 млн. кВтч и 3.9 тыс. т. Дизельного топлива на каждые 1000 км пути в год.

Список того, в чем провинился стык

Итак, подведем итоги.

  1. Из-за стыка у нас появляются дополнительные динамические удары. Из-за дополнительных динамических ударов появляется дополнительная работа во время выправочного ремонта пути;
  2. Из-за наличия стыков появляется дополнительный расход металла на детали стыковых скреплений;
  3. В зоне стыка сминается рельс, из-за чего уменьшается срок его службы;
  4. В стыке происходит взаимный износ рельса и накладки;
  5. Стык способствует угону пути;
  6. Стыки создают дополнительное сопротивление во время движения. Чтобы не терять из-за сопротивления скорость, приходится затрачивать больше энергии (дизельного топлива или потребляемого электричества).

Неудивительно что мы пришли к сварному стыку. Но, к сожалению, такой стык препятствует удлинению и укорочению рельса, из-за чего в нем возникают сжимающие или растягивающие напряжения.

Сварка рельсов. Источник https://svarkaprosto.ru/tehnologii/alyuminotermitnaya-svarka-relsov
Сварка рельсов. Источник https://svarkaprosto.ru/tehnologii/alyuminotermitnaya-svarka-relsov

Возникающие большие температурные напряжения из-за сварных стыков могут приводить даже к выбросу пути. О том, как это происходит, я рекомендую узнать в этой статье.

Спасибо, что прочитали, ставьте лайки 👍 и подписывайтесь!

Ролик к этой статье