Наверное, каждая мама, в чьей жизни случилось кесарево сечение, хотя бы раз сталкивалась с бестактными вопросами окружающих:
“У тебя что — кесарево? Получается, ты родила не сама?”.
Непрошенные оценки вызывают у женщины чувство неполноценности, которое мешает наслаждаться материнством в полной мере.
Молодая мама испытывает неуверенность, как будто она не рожала, а кровинушку ей просто выдали в руки в роддоме.
Но это не так. Только доктор назначает кесарево сечение, и при наличии определённых показаний. В России будущая мама не может сделать выбор в пользу операции в угоду собственному желанию. Это недопустимо.
Для сравнения разных подходов приведу пример: в латиноамериканских странах женщина вправе самостоятельно выбирать вариант родоразрешения. Так, в Бразилии за такой способ голосуют около 45% будущих мам. А это значит, что каждый второй малыш рождается “верхним путём”.
Моя первая беременность закончилась плановой операцией — акушер-гинеколог назначила кесарево сечение по показаниям.
Причины было две:
установленный диагноз — “тромбоцитопения” или низкая свёртываемость крови. Если бы в естественных родах у меня открылось кровотечение, исход дела мог быть непредсказуемым;
крупный плод и вторая степень сужения таза. При таком варианте естественные роды возможны, но с риском осложнений. Если ребёнок застрянет в родовых путях, тогда выход один: придётся экстренно оперировать. Это чревато гипоксией малыша и другими травмами.
Сложив оба фактора, врач сделала выбор в пользу кесарева, и получилось отлично: дочка родилась 4 кг и 54 см с оценкой 8/9 по Апгар. Я доктору доверяла, поэтому считаю, что все сложилось идеально.
У меня возникла ассоциация, что естественные роды похожи на американские горки — процесс неконтролируемый, мама летит на бешеных скоростях, и никогда не знает, что ждёт за новым поворотом. И волнительно. И страшно.
А кесарево сечение это словно прокатиться на колесе обозрения: мама спокойно ждёт, пока доедет до пункта назначения. Операционная бригада, как смотрящий за каруселью, проконтролирует ход и в конце высадит главную героиню с аттракциона, то есть её переведут в палату интенсивной терапии.
Когда я забеременела во второй раз, я решила, что всё-таки хочу на американские горки.
Вообще, в условиях современной медицины это вполне реально: когда женщина идёт в естественные роды, если у неё уже было кесарево сечение.
Статистика говорит, что около 15-20% девушек рожают естественным путем после оперативного вмешательства.
Но здесь должен быть ответственный подход: важно учесть все риски, продумать все за и против.
В моём случае у “против” был существенный перевес: истончение рубца на матке. Я огорчилась, но не сильно. Дело в том, что врач, которая вела вторую беременность, предложила родоразрешение по типу мягкого кесарева сечения.
До этого момента я никогда не слышала о таком способе, поэтому стала активно изучать информацию. Я узнала, что этот вид родов называют медленным или гладким. А ещё шелковым или бархатным. И мне понравилось.
Мягкое кесарево сечение — новая и современная процедура, которая практикуется с 2016 года. Метод появился благодаря акушерам-гинекологам английских клиник: в элитных роддомах городка Челси предоставляли такую услугу своим пациенткам.
От стандартного кесарева сечения мягкое отличается деликатным подходом к маме и к малышу. Его проводят только с одобрения врача, наблюдающего беременность, и в плановом порядке.
Представьте: в операционном зале звучит любимая музыка, приглушенный свет, теплые руки мужа проводят по вашим волосам. Приятная картина, правда?
Аналогично классическому кесареву перед операцией беременная девушка проходит полное обследование: КТГ и УЗИ плода, показатели крови, общий анализ мочи. Если необходимо — доктор назначит дополнительные исследования. Для пациентки особая подготовка не требуется: разве что настраиваться на взаимодействие со своим малышом.
Как и при традиционном КС, здесь анестезиолог использует спинномозговой наркоз: чувствительность ниже живота будет отсутствовать.
Как только доктор выполнит разрез, маме нужно стараться потужиться: это происходит за счёт движения диафрагмы и дыхания. Ребёнка не извлекают руками, а он постепенно продвигается сам на воздух.
Дальше врачи не будут спешить пресечь пуповину, а дождутся, чтобы она отпульсировала полностью.
После этого медики прикладывают крошку на грудь мамы: контакт “кожа к коже” очень важен в первые минуты появления на свет. В этот момент случается волшебная встреча, которая дарит сильную эмоциональную связь обоим участникам процесса.
Маме разрешают поцеловать младенца: так она передает ребёнку свой микробиом, который детки обычно получают в вагинальных родах. Микрофлора матери оказывает благотворное действие на формирование иммунитета неокрепшего малютки.
Затем мама отправляется в палату интенсивной терапии под наблюдение медицинского персонала, а ребенка отдают папе — они проводят вместе “золотой час”.
В Германии процедуру мягкого кесарева называют “кесарево рождение” — по мне это самое точное определение.
Стоит ли игра свеч?
К однозначному мнению медики пока не пришли. Многие неонатологи считают, что такая затея лишена смысла: малыш всё равно быстро проходит путь рождения. Этого времени недостаточно для адаптации ребёнка к новым условиям. Естественные роды — эталон, а в них процесс длится значительно дольше.
Будущие мамы возмущаются на форумах, что МКС — всего лишь новая мода на роды или маркетинговый ход клиник, на котором больницы неплохо зарабатывают. Мамы высказывают предположения, что доктора спекулируют на желании женщин помочь своим деткам появиться на свет менее травматичным способом.
И действительно, за контракт на такие роды клиники берут от 80 до 150 тысяч рублей. Сумма внушительная. Поэтому, как поётся в известной песне: думайте сами, решайте сами.
Мои вторые роды планировались как медленное кесарево. Но, как часто бывает в жизни — всё пошло не по плану.
Ещё до момента потуг врач определила, что у сына произошла внутриутробная аспирация. Он наглотался околоплодных вод, поэтому дальше операция двигалась по обычному сценарию: извлечь ребенка нужно было как можно скорее.
Мой опыт не случился.
Я вижу мягкое кесарево сечение, как аттракцион “электрические машинки”. Думаю, вы знаете такие: где нужно управлять игрушечным автомобилем — ты крутишь руль и нажимаешь на педали газа и тормоза. Вроде всё делаешь сам, но маршрут ограничен небольшим периметром, и оператор аттракциона включает-выключает движение.
Аналогия такая: я участвую в процессе, а не просто наблюдаю за происходящим со стороны. Но получается, что мне не удалось прокатиться на машинках. Я опять залезла в кабинку колеса обозрения.
Если жизнь мне подарит возможность посетить парк аттракционов ещё раз — я обязательно запрыгну в электрическую машинку.
А пока останусь при мнении, что лучшие роды те, в которых все живы и здоровы.