Найти тему

Откуда растут ноги у Индианы Джонса?

Фетровая шляпа. Хлыст. Похожая на американскую «форма» цвета хаки и кожаная куртка. Приключения по всему миру, нацисты в Каире (справедливо) и русские в Амазонии (что?). Практически нулевое совпадение с реальностью археологической работы – но кого это заботит, когда Джонса отправляют на задание американские спецслужбы?
Конечно, элемент опасности в работе настолько «полевого» историка остаётся всегда. Например, в той же долине Амазонки пропадают целые духовные миссии – а потом оказывается, что их перспективная паства увидела картинку на смартфоне и подумала, что в прямоугольнике живут бесы. Но какой археолог поедет изучать гробницы амазонских индейцев? Только отчаянный бедолага без гранта, у которого не хватает денег на вертолёт и технологии remote-sense.

Индиана Джонс
Индиана Джонс

В остальном современная археология гораздо более опасна общественным резонансом: к примеру, в Израиле практически каждая новая раскопка, не относящаяся напрямую к римским фортификациям, вызывает шквал негодования со сторон что еврейского населения, что арабского; любая находка внезапно приобретает острый политический характер. Если отбросить все приведённые выше примеры, то становится совершенно непонятно, откуда взялся Инди, древние храмы с ловушками и весь приключенческий антураж. Что же, надо начинать свои собственные раскопки.

Считается, что прототипом персонажа является именитый археолог Джеймс Брэстед – первый американец-египтолог, опубликовавший один из основных трудов по истории Чёрной земли «История Египта от древнейших времён до персидского завоевания» в 1905 году; Брэстеду мы обязаны и словосочетанием «плодородный полумесяц» в обозначении восточного побережья Средиземного моря. Первой Инди-подобной деталью его жизни становится основание Ориентального института: в процессе поиска мест для будущих раскопок и антиквариата, которым предполагалось наполнять институтские стены Брэстед объездил береговую линию Нила, древнюю Месопотамию, Сирию, Ливан, Иудею и даже отметился в Бомбее, по пути заводя знакомства с элитой британских колоний и целым будущим королём Ирака. Тем не менее, никакой особой романтики в этих путешествиях не было; главную находку, мумию певчей жрицы Мересамун Брэстед буквально выкупил у антиквара. Никакой мистики в жизни Брэстеда тоже не было, не считая экспертизы в снятии печатей в гробницах - да, это шутка про книгу Откровения - и того, что археолог умер от инфекции стрептококка после того, как выкопал саркофаг Тутанхамона. Вопрос «верить в древние проклятия и пророчества или нет?» я оставляю на рассмотрение читателям. Самая тесная связь между Брэстедом и Джонсом – их научные степени в египтологии и шпионский флёр. Не густо.

Джеймс Генри Брэстед Американский и британский археолог
Джеймс Генри Брэстед Американский и британский археолог


Другим «отцом» Индианы Джонса можно назвать Хайрама Бингема – другого американца, который известен тем, что нашёл затерянный город – а точнее, цитадель – инков Мачу-Пикчу. От Бингема-старшего Хайрам унаследовал не только, состояние, но и отличные навыки альпиниста, которые пригодились ему в Андах. В отличие от Брэстеда, Бингем был гораздо более практически настроенным учёным: у него не было формального образования археолога – только докторская степень в латино-американской истории – зато «юность» его поля экспертизы позволяла заниматься исследованиями практически любой направленности. Здесь важно отметить, что Бингем не был первооткрывателем: по последним данным, карту с локацией Мачу-Пикчу можно было найти и в 1874 году, а в 60-е годы XIX века деньги на экспедицию в «развалины неподалёку» собирал некий Августо Бернс.

Хайрам Бингем (19 ноября 1875 — 6 июня 1956) — американский археолог и политик.
Хайрам Бингем (19 ноября 1875 — 6 июня 1956) — американский археолог и политик.

Тем не менее, как это часто бывает в археологической практике, Бингем был первым, кто приехал с научными сотрудниками и огнём в глазах: сначала он верно отметил местонахождение двух столиц империи Инков, а потом в 1911 провёл грабёж дотошные раскопки «последней столицы, в которой готовили религиозных лидеров». То, что Мачу-Пикчу на самом деле был летней резиденцией Инков, доказал Брюс Фельман – в 2007 году. То, что последней столицей был город Вилкабамба, так же показал уже наш современник Винс Ли. Если Бингем и служил прототипом Инди, то его косяки заставляют сомневаться либо в том, что от него много осталось в персонаже, либо в компетентности Джонса.
Вообще, чем дольше писалась эта статья, тем больше странностей начали находиться в биографиях этих археологов. Бингем ещё в колледже вступил в квазимасонское «Братство Акации» и стал пилотом-асом во время Первой мировой. Брэстед по пути домой в Чикаго успел выполнить задание колониального губернатора, передав Лондону подробный доклад о настроениях среди арабских подданых. Уильям МакГоверн, путешествовавший по Тибету, Мексике и Дальнему Востоку, работал на американский ОКНШ разведчиком и часто применял свои синологические навыки, вроде знания японского и китайских диалектов, в работе на Тихоокеанском театре военных действий. Настоящие «рыцари плаща и кинжала». Кстати, о рыцарях…
Самым ироничным – в традициях чёрного как дёготь юмора –
предшественником Индианы Джонса является Эрнст Шефер. Герр Шефер по образованию – орнитолог, по званию – штурмбаннфюрер СС, по убеждениям, естественно, искренний национал-социалист. Ну, знаете, один из тех парней в форме, которых Ковчег расплавил заживо. В 1938 году этот предприимчивый немец собрал экспедицию в Тибет – в котором, к слову, уже несколько раз побывал – для того, чтобы заняться прикладной этнографией (очень научно) и отыскать возможные арийские корни буддизма (не очень научно). Самое смешное в этой истории – поиск «гранта».

Эрнст Шефер
Эрнст Шефер

Технически древними арийскими корнями занималась организация Аненербе, члены которой в основном придерживались теории «ледниковой космогонии», то есть верили в то, что лёд являлся основной компонентой бытия, что великий Потоп был последствием крушения ледяных спутников доисторической Земли, а математические расчёты существуют только для того, чтобы людей путать, а не астрономией заниматься. Выводы теории напрямую влияли на происхождение того же Тибета; соответственно и исследования Шефера должны были проводиться исходя из её положений. Учёный посмотрел на список требований «гранта» и, недолго думая, отказался их принимать. Экспедицию он хотел проводить без любых предвзятостей, поэтому деньги на путешествие собирались у разного рода частных доноров.
Тем не менее, герр Шефер оставался членом «ордена», а потому и причины экспедиции до сих пор вызывают много вопросов: рассматриваются как псевдонаучные изыскания, так и первичное планирование баз для партизан в британской Индии.

Так откуда появился мистер Джонс? Можно почти точно сказать, что не из научной археологии. В принципе, начинать надо было с того, что учёные не перебрасываются бесценными золотыми идолами, как в первой сцене «В поисках утраченного ковчега», и даже настоящие «охотники за сокровищами» грабят практически только затонувшие корабли. Самый правдоподобный ответ: из сотен университетских сообществ, в которых могут проводить вербовку местные аналоги MI-6, ГРУ или французской CFdR. В конце концов, только соперничество великих держав может дать хотя бы надежду на убедительный ответ на самый последний вопрос:
«Инди, может, и хороший египтолог, но что он забыл в Индии?»