Как то так получилось, что на канале у нас больше рассказов и воспоминаний или со времен дизель-электрических подводных лодок периода Великой Отечественной (Второй мировой) войны или с послевоенных времен, но с борта атомных подводных лодок (многоцелевых и стратегических ракетных). Между тем в послевоенные годы дизель-электрические подводные лодки советского флота активно применялись и служили, в том числе "школьной партой" для будущих командиров атомоходов. Один из таких примеров боевой службы рассказал капитан 1 ранга Петр Матвеевич Маргулис, вспоминая свои лейтенантские годы.
По его словам, в апреле-мае 1970 года на всех флотах Советского Союза проводились маневры «Океан» ("Океан-70"), посвященные 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. В них участвовали большинство боеспособных кораблей советского флота, иначе и быть не могло - событие по тем временам значительное.
Для справки: Маневры проходили с 14 апреля по 5 мая 1970 и являлись крупным мероприятием по оперативно-тактической подготовке советского ВМФ в послевоенный период, более того, по некоторым оценкам они стали самыми масштабными в мировой военно-морской истории. В манёврах приняли участие силы всех четырёх флотов ВМФ СССР: сотни боевых единиц - надводных кораблей, атомных и дизельных ПЛ, ракетных и торпедных катеров, десантных кораблей, вспомогательные суда, а также силы береговых ракетных войск, дальней авиации и ПВО.
Привлекли к учениям и советскую подводную лодку С-88 проекта 613В (командир - капитан 2 ранга Р.В.Пустовит), которая несла боевую службу в Филиппинском море, а старший лейтенант П.М.Маргулис был в то время в должности старшего помощника командира подводной лодки.
Условия выполнения боевых задач были не простыми. По техническому состоянию глубина погружения подводная лодка была ограничена 80 м, и поэтому плавание проходило на глубинах от 40 до 60 м. При температуре воды за бортом более 20°С температура в отсеках подводной лодки в результате работы механизмов достигала 60°С, люди получали тепловые удары, особенно в 4-м отсеке, где находился камбуз, и в 6-м, электротехническом. Из-за высокой влажности воздуха и отсутствия воды для помывки личного состава, как вспоминает Маргулис, на теле возникали многочисленные гнойничковые образования, которые доктор лечил спиртовыми тампонами и зеленкой. Но все заканчивается и лодка вскоре получила команду на возвращение.
Для справки: Подводная лодка С-88 заложена - 22.10.1953, спущена на воду - в 31 декабря 1953 года, введена в строй - 30 сентября 1954 года.
При возвращении в Японском море в ночь с 30 апреля на 1 мая 1970 года, согласно полученному указанию оперативного дежурного ВМФ, подводная лодка начала форсировать Корейский пролив, причем в надводном положении с включенными ходовыми огнями.
После всплытия подводной лодки и продувки дизелями главного балласта на мостике находился П.М.Маргулис (старший помощник командира) и сигнальщик. Субмарина пролив проходит по «боевой тревоге», время такое, да и условия не простые. Море тогда было на удивление пустынно, сильный порывистый южный ветер, волнение около 5 баллов, ход 12 уз, курс 150.
Как вспоминает Мрагулис: "...Большую часть времени смотрю только вперед, так как смотреть в сторону кормы неприятно - из-за сильного ветра и смрада газов работающих дизелей. Через час после заступления на вахту поступает доклад из центрального поста: «Мостик! Прямо по корме работает радиолокационная станция в режиме сопровождения. Сигнал очень сильный!».
Маргулис оглядывается назад и видит, что прямо по корме на расстоянии 100-150 м за подводной лодкой следует боевой корабль, но рассмотреть его силуэт не удается из-за сплошной темноты. Неприятная ситуация: нейтральные воды, "холодная" война, ночь, лодка в надводной положении! С корабля прожектором передают запрос, его докладываю командиру. Командир, капитан 2 ранга Р.В.Пустовит, поднявшись на мостик, приказал сигнальщику: «Отвечайте!».
Сигнальщик ответил, и тут же лампа нашего прожектора перегорела, так как много суток прожектором не пользовались, а влажность в боевой рубке, где он хранится, была очень большая! Как говорится - "все к одному"!
Тем временем с неизвестного корабля светом по-русски пишут: «Я свой, я свой, я свой!».
Маргулис вспоминает: "...Командир, обращаясь ко мне, говорит: «Ты знаешь, это - американцы! А русский язык они знают лучше нас с тобой!». И к боцману: «Бери аварийный фонарик и пиши: «Я тоже свой!». Боцман, то прикрывая, то приоткрывая фонарик шапкой, пишет «Я тоже свой!».
Вообщем, кругом все свои, но неизвестно кто, )). Ситуация странная.
Подводная лодка С-88 немедля начинает маневр отрыва «зигзагом», увеличив ход до «самого полного» - 18 уз, и отворачивает от генерального курса на на 30° то вправо, то влево, не заходя, конечно, в территориальные воды Южной Кореи и Японии. Судя по всему в той ситуации погружаться было нельзя.
Между тем неизвестный корабль не унимается, он осветил прожектором наш мостик так, что можно было читать газету, сблизился почти вплотную с нами по левому борту и не отставал. И так продолжалось долго, не менее двух часов. И вскоре наступила "развязка", к счастью положительная.
Подводная лодка С-88 прошла назначенную ей точку погружения, все еще продолжая маневр отрыва. И тут видимо, наконец-то, на "неизвестном" корабле поняли, что на лодке не знают, кто они такие, тем более что оба корабля маневрировали взаимно очень опасно. И вот на корабле осветили прожектором свою мачту - и тут изумленные советские подводники увидели на его мачте флаг ВМФ СССР. Тут и определились, что это советский тральщик!
На подводной лодке сбавили ход до «самого малого» и тут же с корабля получили "забавную" (а как ее еще назвать?) светограмму: «Работу по проводке Вас через пролив закончил. Впереди все спокойно. Дальше следуйте самостоятельно. Командир БТЩ!». Что тут сказать - командир С-88, смертельно усталый от такой "проводки", вытер со лба пот и дал команду боцману: «Пиши: благодарю за обеспечение !».
Вот так, своевременно не приняв радиограмму от штаба ТОФ «Об оповещении о БТЩ», подводная лодка С-88 в его обеспечении форсировала Корейский пролив. Причем с неисправным прожектором. Вообщем, "все к одному",)))
Да, если кому то интересно продолжение, то лодка благополучно вернулась в залив Владимира и вскоре после отдыха и подтверждения линейности ПЛ в полигонах боевой подготовки заступила на боевое дежурство. А старший лейтенант П.М.Маргулис в конце сентября получил назначение на должность старшего помощника С-222 (пр.613), куда и убыл сдав должность.
Что касается подводной лодки, то летом 1988 года она была исключена их состава флота, через некоторое время корпус субмарины затонул, но в 2005 году лодка была поднята и разобрана на металл. А вот ограждение рубки получало "вторую жизнь" - было установлено (летом 2006 года) в поселке Заветы Ильича возле гарнизонного клуба. Надеюсь сейчас там и находится.
Однако есть мнение, что пере клубом в этом поселке установлено ограждение не от С-88, а от какой то другой субмарины. Что думаете друзья?
И вообще, а у Вас друзья бывало нечто подобное?