Найти в Дзене
Navygaming Channel

Когда "подводит связь" и прожектор выходит из строя в неподходящий момент/ С борта "С-88"

Как то так получилось, что на канале у нас больше рассказов и воспоминаний или со времен дизель-электрических подводных лодок периода Великой Отечественной (Второй мировой) войны или с послевоенных времен, но с борта атомных подводных лодок (многоцелевых и стратегических ракетных). Между тем в послевоенные годы дизель-электрические подводные лодки советского флота активно применялись и служили, в том числе "школьной партой" для будущих командиров атомоходов. Один из таких примеров боевой службы рассказал капитан 1 ранга Петр Матвеевич Маргулис, вспоминая свои лейтенантские годы.

По его словам, в апреле-мае 1970 года на всех фло­тах Советского Союза проводились маневры «Океан» ("Океан-70"), посвященные 100-летию со дня рождения В.И.Ле­нина. В них участвовали большинство боеспо­собных кораблей советского флота, иначе и быть не могло - событие по тем временам значительное.

Корабельная ПУГ советских противолодочных кораблей в Атлантике, 1970 год
Корабельная ПУГ советских противолодочных кораблей в Атлантике, 1970 год
Для справки: Маневры проходили с 14 апреля по 5 мая 1970 и являлись крупным мероприятием по оперативно-тактической подготовке советского ВМФ в послевоенный период, более того, по некоторым оценкам они стали самыми масштабными в мировой военно-морской истории. В манёврах приняли участие силы всех четырёх флотов ВМФ СССР: сотни боевых единиц - надводных кораблей, атомных и дизельных ПЛ, ракетных и торпедных катеров, десантных кораблей, вспомогательные суда, а также силы береговых ракетных войск, дальней авиации и ПВО.

Привлекли к учениям и советскую подводную лодку С-88 проекта 613В (командир - капитан 2 ранга Р.В.Пустовит), которая несла боевую службу в Филиппинском море, а старший лейтенант П.М.Маргулис был в то время в должности старшего помощника командира подводной лодки.

Советская подводная лодка С-88 на испытаниях
Советская подводная лодка С-88 на испытаниях

Условия выполнения боевых задач были не простыми. По техническому состоянию глу­бина погружения подводная лодка была ограни­чена 80 м, и поэтому плавание про­ходило на глубинах от 40 до 60 м. При температуре воды за бортом более 20°С температура в отсеках подводной лодки в результате работы механизмов дос­тигала 60°С, люди получали тепло­вые удары, особенно в 4-м отсеке, где находился камбуз, и в 6-м, электротехническом. Из-за высокой влажности воздуха и отсутствия воды для помывки личного состава, как вспоминает Маргулис, на теле возникали многочисленные гнойничковые образования, кото­рые доктор лечил спиртовыми там­понами и зеленкой. Но все заканчивается и лодка вскоре получила команду на возвращение.

Для справки: Подводная лодка С-88 заложена - 22.10.1953, спущена на воду - в 31 декабря 1953 года, введена в строй - 30 сентября 1954 года.

При возвращении в Японском море в ночь с 30 апреля на 1 мая 1970 года, со­гласно полученному указанию опе­ративного дежурного ВМФ, подводная лодка начала форси­ровать Корейский пролив, причем в надводном положении с включенными ходовы­ми огнями.

После всплытия подводной лодки и про­дувки дизелями главного балласта на мостике находился П.М.Маргулис (старший помощник ко­мандира) и сигнальщик. Субмарина пролив про­ходит по «боевой тревоге», время такое, да и условия не простые. Море тогда было на удивление пустынно, сильный поры­вистый южный ветер, волнение око­ло 5 баллов, ход 12 уз, курс 150.

Подводная лодка С-88 после демонтажа артиллерийского вооружения, 1955-1957 годы, ЧФ,
Подводная лодка С-88 после демонтажа артиллерийского вооружения, 1955-1957 годы, ЧФ,
Как вспоминает Мрагулис: "...Боль­шую часть времени смотрю только вперед, так как смотреть в сторону кор­мы неприятно - из-за сильного вет­ра и смрада газов работающих дизе­лей. Через час после заступления на вахту поступает доклад из централь­ного поста: «Мостик! Прямо по кор­ме работает радиолокационная стан­ция в режиме сопровождения. Сиг­нал очень сильный!».

Маргулис оглядывается назад и видит, что прямо по корме на расстоянии 100-150 м за подводной лодкой следует боевой корабль, но рассмотреть его силуэт не удается из-за сплошной темноты. Неприятная ситуация: нейтральные воды, "холодная" война, ночь, лодка в надводной положении! С корабля прожектором передают запрос, его докладываю командиру. Коман­дир, капитан 2 ранга Р.В.Пустовит, поднявшись на мостик, прика­зал сигнальщику: «Отвечайте!».

Сиг­нальщик ответил, и тут же лампа нашего прожектора перегорела, так как много суток прожектором не пользовались, а влажность в боевой рубке, где он хранится, была очень большая! Как говорится - "все к одному"!

Маргулис Петр Матвеевич, капитан 1 ранга, выпускник штурманского факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1967)
Маргулис Петр Матвеевич, капитан 1 ранга, выпускник штурманского факультета Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова (1967)

Тем временем с неизвестного корабля светом по-рус­ски пишут: «Я свой, я свой, я свой!».

Маргулис вспоминает: "...Командир, обращаясь ко мне, го­ворит: «Ты знаешь, это - американ­цы! А русский язык они знают луч­ше нас с тобой!». И к боцману: «Бери аварийный фонарик и пиши: «Я тоже свой!». Боцман, то прикрывая, то приоткрывая фонарик шапкой, пишет «Я тоже свой!».

Вообщем, кругом все свои, но неизвестно кто, )). Ситуация странная.

Подводная лодка С-88 немедля начинает маневр отрыва «зигзагом», увеличив ход до «самого полного» - 18 уз, и отворачивает от генерального курса на на 30° то вправо, то влево, не заходя, конечно, в территориальные воды Южной Кореи и Японии. Судя по всему в той ситуации погружаться было нельзя.

Между тем неизвестный корабль не унимается, он осветил прожектором наш мостик так, что можно было читать газету, сблизился почти вплотную с нами по левому борту и не отставал. И так продолжалось долго, не ме­нее двух часов. И вскоре наступила "развязка", к счастью положительная.

Подводная лодка С-88 возвращается из похода, 1975 год (б.Постовая)
Подводная лодка С-88 возвращается из похода, 1975 год (б.Постовая)

Подводная лодка С-88 прошла назна­ченную ей точку погружения, все еще продолжая маневр отрыва. И тут видимо, на­конец-то, на "неизвестном" корабле поняли, что на лодке не знают, кто они такие, тем более что оба корабля маневрировали взаим­но очень опасно. И вот на корабле осветили про­жектором свою мачту - и тут изумленные советские подводники увидели на его мачте флаг ВМФ СССР. Тут и определились, что это советский тральщик!

На подводной лодке сбавили ход до «самого мало­го» и тут же с корабля получили "забавную" (а как ее еще назвать?) светограмму: «Работу по проводке Вас через пролив закончил. Впереди все спо­койно. Дальше следуйте самостоя­тельно. Командир БТЩ!». Что тут сказать - командир С-88, смертельно усталый от такой "проводки", вытер со лба пот и дал команду боцману: «Пиши: благодарю за обеспечение !».

Подводная лодка С-88, конец 70-х годов
Подводная лодка С-88, конец 70-х годов

Вот так, своевременно не приняв радиограмму от штаба ТОФ «Об оповещении о БТЩ», подводная лодка С-88 в его обеспечении форсировала Корейс­кий пролив. Причем с неисправным прожектором. Вообщем, "все к одному",)))

Да, если кому то интересно продолжение, то лодка благополучно вернулась в залив Владимира и вскоре после отдыха и подтверждения линейности ПЛ в полигонах боевой подготовки заступила на боевое дежурство. А старший лейтенант П.М.Маргулис в конце сентября получил назначение на должность старшего помощника С-222 (пр.613), куда и убыл сдав должность.

-7

Что касается подводной лодки, то летом 1988 года она была исключена их состава флота, через некоторое время корпус субмарины затонул, но в 2005 году лодка была поднята и разобрана на металл. А вот ограждение рубки получало "вторую жизнь" - было установлено (летом 2006 года) в поселке Заветы Ильича возле гарнизонного клуба. Надеюсь сейчас там и находится.

Ограждение рубки С-88
Ограждение рубки С-88

Однако есть мнение, что пере клубом в этом поселке установлено ограждение не от С-88, а от какой то другой субмарины. Что думаете друзья?

И вообще, а у Вас друзья бывало нечто подобное?