74,4K подписчиков

Мовиль: история знаменитой советской «антикоррозийки»

1,1K прочитали

Остановить коррозию пока никому не удалось, но получилось существенно замедлить: делается это с помощью химических составов, перекрывающих доступ кислорода к голому металлу. И путь этот был длинным, до конца он еще не пройден, но некоторые реперные точки уже достойны внимания. Особенно, когда они являются неотъемлемой частью нашей истории.

Дефицит простирал свои крылья над всей автомобилизацией Страны Советов: машину сложно было не только купить, но и обслужить. Отремонтировать — вообще беда: запчасти искали «днем с огнем», зачастую в итоге не находя. Естественно, в таком режиме каждая уже установленная на автомобиле железка имела изначально высокую цену, а ее сохранение было важной задачей. Для каждого, независимо от благосостояния и занимаемой ступеньки социальной лестницы. Так что бережливость и накопительство, вызывающее сегодня улыбку, было, увы, вынужденной мерой: покупали не по потребности, а по наличию.

Остановить коррозию пока никому не удалось, но получилось существенно замедлить: делается это с помощью химических составов, перекрывающих доступ кислорода к голому металлу.

Впрочем, наличие запчасти в автомагазине — столь же мифическое положение дел, как и получение услуги по ремонту. Редко и далеко не везде выпадал шанс купить узлы и агрегаты, а уж кузовные элементы автомобиля и вовсе были буквально «на вес золота». А ведь они ржавели: лакокрасочные покрытия прошлого века в корне отличались от современных. Несмотря на толстый слой краски и лака — на один автомобиль уходило до 16 килограммов ЛКП — защитить железо от ржавчины не удавалось: пороги и днище, скрытые полости и ниши запасного колеса быстро покрывались коррозией. И с ней необходимо было бороться: сурик, различные самодельные «коктейли» из отработки, «пушсала» и прочих, в разных пропорциях смешанных ингредиентов применялись уже тогда.

Советская промышленность периодически выдавала настоящие «алмазы», которые иногда даже попадали на полки магазинов. Разработки военно-промышленного комплекса, а также различных судостроительных и прочих «почтовых ящиков», как называли закрытые НИИ, вполне актуальны были и в народном хозяйстве: так советские водители начали применять некоторые составы из мира тяжелой промышленности на своих автомобилях. Трубы и танки, корабли и спецтехника тоже ржавели, будучи сделаны из того же самого материала. Но общего и универсального средства, способного уверенно противостоять коррозии, долгие годы не было.

Не было, пока в семидесятых группа советских ученых разом из трех научно-исследовательских институтов, расположенных в Москве и Вильнюсе, не создали состав, способный качественно и относительно на долгий срок герметизировать металлические поверхности — «Мовиль». Название, как несложно догадаться, состоит из названия двух городов-участников процесса. Полученный состав был достаточно жидким, что облегчало нанесение обычной кистью, и состоял из олифы, моторного масла, ацетона и керосина. Когда ацетон испарялся, покрытие «набирало» стойкость и на протяжении двух-трех лет могло противостоять даже внешним воздействиям. Камней и песка на дорогах, как вы понимаете, в те годы было не меньше, чем сегодня.

   Антикоррозийная обработка автомобиля «Жигули» на станции технического обслуживания автомобилей №1, построенной по польскому проекту в Москве.
Антикоррозийная обработка автомобиля «Жигули» на станции технического обслуживания автомобилей №1, построенной по польскому проекту в Москве.

Как использовали «Мовиль»: его заливали в пороги, покрывали днище и колесные арки, смазывали даже видимые, но подверженные ржавлению места. Да-да, те самые непристойные сопли-подтеки на дверях и порогах «Жигулей» — это он, родимый. Имидж — ничто, защита от ржавчины — всё. Машину тщательно мыли, по возможности даже обезжиривали и убирали уже успевшую появиться коррозию. Далее — «Мовиль» в три слоя с двухчасовой промежуточной сушкой. Желательно — не на открытом солнце, поскольку состав отказывался застывать и стекал. Далее следовало гениальное действо: на свежепокрытой защитным составом машине, пока ничего не засохло, выезжали прокатиться. «Защита» должна была растечься по скрытым полостям, а набранная в процессе пыль, видимо, нужна была для крепости. Сегодня это звучит нелепо, но ассортимент современных составов, в большом изобилии представленных на полках автомагазинов, советскому водителю мог привидеться разве что во сне. Выживали, как могли.

Тандем олифы и моторного масла не загустевал довольно долго, в общем и целом защищая кузов автомобиля. Был, правда, у него могучий недостаток: такая защита имела срок годности. Через два-три года на поверхности появлялись трещинки, в некоторых местах «природный пескоструй» и вовсе протирал ее до дыр, так что требовались восстановительные процедуры. Если их не провести, то машина начинала гнить в ускоренном режиме. Драгоценность, которая была роскошью, а не средством передвижения, нуждалась в уходе и почти всегда его получала. Иначе обладать высоким правом называться автомобилистом было невозможно.

Остановить коррозию пока никому не удалось, но получилось существенно замедлить: делается это с помощью химических составов, перекрывающих доступ кислорода к голому металлу.-3

Антикоррозийная обработка автомобиля не без оснований считается обязательной процедурой и сегодня: если не «облить» днище и полости специальными составами сразу по выезду из салона, то уже через пару зим железо начнет «цвести». Безусловно, сегодня принято передоверять это дело специальным мастерским, где есть подъемники и ямы, а сами составы, различные «растстопы», наносят с помощью краскопульта, проливая все полости и ниши. Однако даже сейчас «Мовиль» находит своего потребителя, который далеко не всегда выделяется седой головой и шаркающей походкой: это дешевое и в целом рабочее средство, которое помогает притормозить коррозию. Более того, современная упаковка позволяет наносить его проще и чище, чем тривиальная жестяная банка и кисть. Раз так, то почему бы и нет?