Найти в Дзене

Русский дружинник. Как молились русские воины

В системе ценностей русского Средневековья миру небесному принято было уделять больше значения и внимания, чем земному…

На склоне лет среди бояр принято было уходить в монастырь; принимали монашеский постриг перед смертью и русские князья. «Житие Сергия» рассказывает о том, что родители не приветствовали его выбор служения церкви, и Варфоломей не смел уйти в монастырь, пока родители его не постриглись в монахи, оставив жизнь земную: «Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока родители его не постриглись в монахи и каждый из них в различное время не удалился в свой монастырь».

	 Благословение князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским. 	Фрагмент росписи Святых врат Троице-Сергиевой Лавры
Благословение князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским. Фрагмент росписи Святых врат Троице-Сергиевой Лавры

Воинские молитвы. Молитвы сопровождали всю жизнь человека. День начинался с молитвы и завершался ею: «На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать» («Поучение Владимира Мономаха»).

Владимир Мономах наставляет: «Часто поминай Бога: ведь редко поминая — думаешь и вспоминаешь о греховном»; «Не пропускайте ни одной ночи, — если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».

Иконка-привеска "Святой Георгий", XI- XIII вв, медный сплав, литье, 2,3х1,9 см. Из собрания музея-заповедника "Куликово поле" https://kulpole.ru/
Иконка-привеска "Святой Георгий", XI- XIII вв, медный сплав, литье, 2,3х1,9 см. Из собрания музея-заповедника "Куликово поле" https://kulpole.ru/

«Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи, помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, — нежели думать безлепицу, ездя» — советует в «Поучении» Владимир Мономах. Эта молитва — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» (греч. «Κύριε ἐλέησον» — «Кирелеисон»), должно быть, была самой популярной на Руси. Она не раз встречается на страницах летописей. Например, в ходе битвы князей Вячеслава и Изяслава с войском Юрия Долгорукого, пехотинцы-киевляне в пылу битвы не сразу узнали своего князя, но когда тот снял шлем, они его признали и возрадовались, воскликнули «Кирелеисон».

Троекратное произнесение этой молитвы было выражением почтения князю, о чем говорит подобный случай из Чешской Хроники: «Когда князь воссел на престоле и воцарилось молчание, Яромир, взяв племянника за правую руку, сказал народу: «Вот ваш князь!». В ответ народ прокричал одобрительно трижды: «Кирелеисон».

Эта же молитва была широко распространена среди воинов Византии. Например, в трактате «О стратегии» Никифора II Фоки приводится «молитва Иисусова»: «Κύριε Ιησού Χριστέ, ο Θεός ημών, ελεήσον ημάς, αμήν» («Господи Иисусе Христе, помилуй нас, аминь»). Никифор Фока советовал каждому воину произносить эту молитву при приближении врага. После этого воины медленно, шаг за шагом начинали идти навстречу врагу, затем по сигналу останавливались и снова произносили молитву: «Пусть же дадут им условный сигнал либо рожком, либо другим музыкальным инструментом, чтобы, перестав идти, это же сказать им опять, ту же молитву: «Господи, Иисусе Христе, Бог наш, помилуй нас. Аминь» и «Христиан нас прими, удостаивая нас постоять за веру и за братьев наших и побороться до смер и, укрепляя и усиливая души, сердца и все тело наше, о Боже, крепкий во бранях и в силе ни с кем не сравнимый, заступничеством родившей Тя Богородицы и всех святых. Аминь».

В русском переводе византийского романа «Девгениево деяние» герои, отправляясь на битву, произносят псалом: «И седша братаничи на кони своя, и вопияше песнь ангельскую велегласно ко Господу: «Благословен Господь Богъ наш, научая руци мои на ополчение и на брань» (Псалом 143, 1).

Традиция молитвы нашла отражение в русских былинах. Каждое дело герой-богатырь начинает именно с молитвы. Например, Михаил Иванович Потук, отправляясь на задание князя Владимира: «Не пьет он, молодец, ни пива и вина, Богу помолясь, сам и вон пошел. А скоро-де садился на добра коня, и только ево увидели, как молодец за ворота выехал: в чистом поле лишь дым столбом».

Молитва Пересвета. Е. Муковкин
Молитва Пересвета. Е. Муковкин

Огромной популярностью в эпоху Куликовской битвы пользовались на Руси произведения византийского патриарха Филофея, который был выдающимся писателем своего времени: канон «В усобных и иноплеменных бранех», канон «На врагов», который в русском переводе получил другое название — «На поганыя», и молитва «За князя и за люди, егда исходити из града противу ратным». Они содержат обращения с просьбой о заступничестве Спасу и особенно Пресвятой Богородице — заступнице Руси и Византии: «Спасе, но имя твое святое подавай нам в оружие»; «Легионы варварские, составы и чины и полки сокруши, от поль и стран находящих на люди твоя, Владычице», «Оружия вся и стрелы и строения бойные, Владычице, сокруши лютых варвар… воевода бо едина и наставница покланяющихся кресту сына Твоего еси»; «Возвыси, владычице чистая, верны яти князи, на победу происходящих ныне, помощью твоею и благодатью. Гордость же варвар злых, врагов борительных, всех покори под ноги православно поющих тя».

Читайте также: