Культуру средневекового человека, соответствие его определенному социальному кругу и в конечном счете — религиозность его сознания также определяло воспитание. Обратимся к средневековой системе воспитания и попробуем выделить те качества, которые необходимы были, с точки зрения человека того времени, будущему воину…
Очень большое значение придавали в древнерусском обществе воспитанию трудолюбия. Владимир Мономах очень подробно об этом говорит в своем «Поучении»: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные».
Читайте также: Русский дружинник. Воспитание средневекового воина
Несколько строк этого произведения посвящены людям военным: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает».
Абсолютный авторитет
С детства приучали уважать старших и во всем им повиноваться. Родитель считался абсолютным авторитетом. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» — наставляет Владимир Мономах.
«Житие Дмитрия Донского» сохранило наставление князя Дмитрия Ивановича своим детям и княгине: «Ты же, дорогая моя княгиня, будь детям своим за отца и мать, укрепляя дух их и наставляя все делать по заповедям Господним: послушными и покорными быть, Бога бояться и родителей своих почитать, и страх пред ними хранить в сердце своем во все дни жизни своей». И сказал сыновьям своим: «Вы же, сыны мои, плод мой, Бога бойтесь, помните сказанное в Писании: “Чти отца и мать, и благо тебе будет”. Мир и любовь между собой храните. Я же вручаю вас Богу и матери вашей, и в страхе перед нею пребудьте всегда. Повяжите заветы мои на шею себе и вложите слова мои в сердце ваше. Если же не послушаете родителей своих, то вспомните потом написанное: “Проклятие отца дом детей его разрушит, а вздохи матери до конца искоренят”. Если же послушаете — будете долго жить на земле, и в благоденствии пребудет душа ваша, и умножится слава дома вашего, враги ваши падут под ногами вашими, и иноплеменники побегут пред лицом вашим, избавится от невзгод земля ваша, и будут нивы ваши изобильны… Приветливы будьте ко всем и во всем поступайте по воле родителя своего».
Авторитет отца на Руси, как и в других странах эпохи Средневековья, был непререкаем. Однако в то время, когда в Западной Европе господствовал майорат, при котором имущество отца целиком переходило к старшему сыну, а остальные сыновья оставались практически без средств к существованию, на Руси право наследования в равной степени имели все его дети.
Наследниками боярина-дружинника, согласно «Русской Правде», становились не только сыновья, но и дочери. В «пергаменном» сборнике XIV в. под названием «Золотая Чепь» сохранилось до наших дней «Наставление отца к сыну». Начальный фрагмент этого поучения получил даже специальное название — «Слово о храборьстве». Это наставление дружинника своему сыну: «Сын мой, когда на рать с князем едешь, то езди с храбрыми впереди — и роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведется!».
Христианские добродетели
Есть в наставлении и строки о воспитании православного христианина. «Сын мой, если хочешь прославиться перед Богом и людьми, то будь ко всем одинаков и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если же над кем-нибудь смеются, ты хвали его и люби, тогда и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от защищенного тобой — почитание», «Слуг же путных, чадо, почитай и люби». Это произведение дает представление о том, что самое главное внимание в Древней Руси уделяли воспитанию христианских добродетелей. Поэтому православный воин — прежде всего христианин, а потом уже воин.
Жизнь духовная — небесная, за пределами мира земного — много важнее земной: «Тот, кто ищет земных благ, забывая о небесных, подобен человеку, который хочет пахаря иметь на стене изображенного, а не в поле пашущего»; «Человече, если ты не знаешь, как спастись, и книг не умеешь читать — вот совет: не делай другому того, что самому не любо, и спасешься».
Интересно, что наставление о военном деле византийца Кекавмена (XI в.) начинается с параграфа «Долг богатых и сильных помогать бедным и обиженным», и только после этого следует большой раздел, посвященный военному делу. То есть в обоих случаях внимание читателя акцентируется именно на системе восприятия мира в целом, а военное дело стоит на втором месте.
Читайте также: