В Средние века все представления человека, а значит и воина, строились на базе религии. Именно религия была для людей единственным способом объяснить установленный порядок вещей. Истинность Библии в христианской цивилизации, истинность мифов у языческих народов не подвергалась и даже не могла подвергаться сомнению — это был единственный способ объяснения существующего миропорядка…
К поведению человека на войне и военной службе непосредственное отношение имела проблема жизни и смерти. Согласно христианским представлениям, жизнь человека была предопределена свыше.
«Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого» — пишет в своем «Поучении» Владимир Мономах.
Совершая поход в половецкое Дикое поле, Владимир Мономах приставляет к полкам священников, которые поют молитвы и песнопения. Небесными предводителями этого похода выступают архистратиги — Гавриил и Михаил, что в сознании средневекового человека было связано с серьезностью предпринимаемой кампании. А поход действительно был грандиозный, особенный, и при этом очень опасный.
Именно вера в сохранение жизни Высшими силами придавала уверенность и позволяла психологически преодолевать страх. Когда пленный половец спрашивает у русских воинов: «откуда у вас такая сила, что мы не смогли вас победить и были разбиты?», — они отвечают: «мы бились как могли, а помогали нам небесные ангелы, посланные от Бога, так как ангел вложил в сердце Владимиру Мономаху отправить братью свою на иноплеменников». Другими словами, победа в битве была дарована Богом: «Противу Божью повеленью не могут противитися… молитвами святыя Богородицы и святых ангел умилосердися Бог, и посла ангелы в помощь Русьским князем на поганыя».
Так, с точки зрения средневекового воина, победа или поражение в битве зависят от воли Божьей.
Опора в вере
Отношение к жизни и смерти в Средние века было совершенно иным, чем в наши дни. В постоянном состоянии опасности ощущение страха притуплялось. Образ жизни требовал суровых, аскетичных условий существования. Жизнь воина средневековья — бесконечные просторы полей, глухие леса с ожидающими путника разбойниками, походы под дождем и снегом, питание небогатым набором провианта, взятого с собою в поход, дополняемым охотой, и постоянная опасность нападения степняка. И бесконечные военные походы. Так, на счету Владимира Мономаха — «восемьдесят и три великих» похода, не считая бесчисленных «меньших».
В битвах участвовали и дружинники, и «вои», и князья. Битвы наносили порой страшные травмы. При изучении черепа Олега Ивановича Рязанского был обнаружен заживший след от удара холодным оружием — с этой травмой князь прожил более 50 лет и умер на своей постели… Для такой жизни нужна была крепость духа, и ее давало христианство.
Духовный мир воина
В философской концепции Средневековой Руси мир духовный воспринимался как более значимый, чем мир земной. «Венцы мучеников примем, если не сдадимся без боя», — говорят жители Козельска, когда под стенами их города стоит огромная монгольская армия. Надежда на сохранение души вечной вдохновляла на стойкость и мужество, готовность стоять до конца и давала возможность бесстрашно, с честью встретить смерть. В XVI веке С. Герберштейн отмечал, что московит, пойманный врагом, никогда не защищается и не просит о пощаде, в отличие от татарина, который сражается до конца, или же турка, который надеется сохранить свою жизнь, сдавшись на милость победителю. Об этом факте говорят и немецкие средневековые хроники. О том, что традиция эта была свойственна не только Руси, но и другим странам православной цивилизации, говорит пример Косовской битвы 1389 года. Сербские воины, погибшие с честью в неравном бою, спасли свои души, а потому стали достойны вечной памяти.
В полной мере представления о том, что предопределяет победу или поражение в битве, дают византийские военные трактаты, например, в Стратегиконе Маврикия читаем следующие строки: «Как нельзя преодолеть кораблю моря без кормчего, так нельзя победить врагов без тактики и стратегии, благодаря которым появляется возможность с Божьей помощью одолеть неприятеля не только равного по силам, но и значительно превосходящего по численности. Ведь исход сражений решается не опрометчивой дерзостью и массой солдат, как полагают некоторые из неопытных людей, но Божьим благоволением, тактикой и стратегией, о которых следует заботиться тем больше, чем больше оказывается количество обстоятельств, не поддающихся учету». Перед битвой обязательно следовало освятить знамена. В византийском трактате есть специальное предписание — «Об освящении знамен»: «Мерархам следует распорядиться, чтобы за один
или два дня до сражения были освящены знамена…». Как видим, византийцы Божье благоволение ставили не просто в один ряд с тактикой и стратегией, а на первое место.
Материал подготовлен по книге "Яко не в силе Бог, о в правде...", Арцыбашев Е. Н. Стребкова Л. И.
Продолжение следует...
Читайте по теме: