Найти в Дзене

Одиннадцатый смертельный грех маркетинга: создание дутых гениев

Оглавление
Области тьмы маркетинга
Области тьмы маркетинга

Боль, которая сегодня достает гораздо больше, чем головная или зубная, это – катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов.

Не тех, что подметают улицы, водят такси, строят дома, а – способных решать актуальные бизнес задачи и отвечать за результат.

Просто – гении. Без них сегодня мы выживаем, а не развиваемся. Их недостаток не ощущался так остро, пока нас учили специализироваться и встраиваться в цепочку разделения труда, формируя добавочную стоимость итогового продукта. Но стала катастрофической с того момента, как потребитель начал внимательнее относиться к деньгам, за которые он этот продукт покупает.

И в этой нехватке профессионалов не кризис экономический виноват, а – маркетинг

Да-Да! Именно он.

Не верите? А я вам сейчас это продемонстрирую.

История создания искусственных гениев

Не скажу, когда точно зародился данный маркетинговый прием. Вероятнее всего чуть позже появления в Европе устойчивой группы арт-дилеров. Примерно во второй половине 19 века уже сформировалась «проработанная» схема отбора кандидата на эту роль.

Агент приезжал на очередной вернисаж и при знакомстве с лотами присматривался больше к художникам нежели к качеству самих полотен.

Профессиональное произведение написанное женщиной отметалось сразу: женщину – художника не продашь. Интересные решения, яркие работы, но художник опрятен, разумен, социален – также отметались.

А вот неопрятный плохо выбритый и дурно пахнущий перегаром, но с горящим взглядом в окружение женщин – это джекпот. И пусть его работы полная мазня, это даже лучше – можно будет продать как «гениального отца нового течения».

И главное, он зависим (от алкоголя, наркотиков, женщин, славы) значит можно управлять и платить копейки; он эпатажен – значит будет привлекать много внимания (нативный pr бесплатно); он рано умрет, то есть мало напишет – его мазня будет с каждым годом дорожать.

Тут самое важное: придумать правильную легенду и сколотить группу лояльных (уже купивших «полотна»), которые никому не позволят усомниться в гениальности творения. Остальные просто бездари и недоучки – ничего не понимают в искусстве.

Максимальное распространение данный метод продаж получил после второй мировой войны. Связано это явление с тем, что в Британии впервые было разрешено всем ветеранам получить высшее образование. Более того, оно было для них бесплатным. Естественно, не имея начальной базы, большая часть из них направилась в искусство.

А куда еще направиться в Британии? У нее нет инфраструктуры, чтобы стать ведущим игроком в других областях, кроме тех, где требуется индивидуализм, граничащий с эксцентричностью. Музыка, мода, искусство и ...маркетинг

Рынок наводнили сомнительные произведения, после просмотра которых так и хочется спросить: «Это дорогой шедевр или уже можно выбросить?»

В России с этим маркетинговым приемом пошли дальше и глубже

После распада СССР из всех щелей начали вытаскивать «гениальных» музыкантов, художников, актеров и прочее, и тому подобное.

Вы не дадите мне соврать, на каждом шагу: поющие трусы, одудевшие журналюшки и блохеры, статичные актеры-типажи, сильно пьющие спортсмены, невоспроизводимые научные исследования и исследователи, просроченные победители всевозможных конкурсов...

Хайп, хайп, хайп. Но что характерно: им за него много платят, и они окружены фанатами и скандалами.

Что же до профессиональных качеств – их там примитивно нет. Не во всех, но – в подавляющем большинстве даже не предвидится. Ибо не предполагалось этого. Ибо «ничего личного, только бизнес».

Вы спросите: «а в остальных, не таких публичных профессиях как с этим явлением?».

Да так же.

Дутые гении или «Пустые костюмы» наводнили все направления

И Вы их наверняка знаете!

  • Они правильно атрибутированы (часы, одежда, машина и прочие «признаки успешности»). У них не резюме, а идеально составленное curriculum vitae. Их портфолио оформлены дизайнерами.
  • Часто ссылаются на дипломы престижных ВУЗов и со специфической интонацией произносят «МВА». Прослушали ни один курс популярных ныне лекций и посетили ни один треннинг по личностному росту.
  • За несколько лет поменяли несколько мест работы потому, что «начальник идиот». Но везде добивались больших успехов.
  • Они имеют вид того, от кого все зависит. Знают и употребляют много профессиональных терминов (чаще всего ни к месту и не по делу, но всегда – уверенно). Ссылаются на знакомства с известными людьми.
  • Очень любят совещаться. Просто жить не могут без совещаний! Если из их расписания убрать все встречи, то в нем останется только время на социальные сети. Всегда остаются на связи. Носят по несколько мобильных телефонов (как правило, последние модели). Одни – для работы, другие – для тех самых социальных сетей.
  • Они всегда причастны к победам, к поражениям – никогда. Искусно делегируют задачи, принятие решений и ответственность за результат. Ответственность – не их «профиль», но обязательный "элемент" в их «CV». У них реноме – не делать чего-то непопулярного и неприемлемого в «определенном круге». Лучше промолчать и согласиться, чем высказать свое мнение и «получить по шапке».
  • Йозеф Геббельс писал о таких: «Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами».
  • Талеб называет их «ИИ» (Интеллектуал, но идиот).

А еще: они носят ботинки на толстой подошве (чтобы казаться выше), имеют аккаунты во всех популярных соцсетях (в соответствии с требованиями к «повсеместному присутствию») и всегда в центре тусовок и «новостей».

Очень занимательно наблюдать за их поведением со стороны, но – не участвовать в их процессинге. Так, как, к сожалению, вся эта их деятельность заключается только в личных продажах.

Нанимая таких деятелей на работу, следует помнить: их активность направлена на собственный заработок, а не решение чьих-то производственных задач.

Что способствует явлению "дутый гений" и как его распознать

Если внимательно разобрать периоды, когда в той или иной стране стартовали движения «дутых гениев», можно заметить, что они обусловлены паданием уровня образования и снижением критериев профессионализма.

Эти вводные позволили бездарям натянуть на себя маску «специалиста» и ввести некоторые общие признаки, которые должны устойчиво ассоциироваться с несуществующими качествами.

Например: Rolex, Mercedes, iPhone – признаки успешного топ-менеджера. Мы узнали об этом раньше, чем начали прыгать вверх по карьерной лестнице.

Breguet или Piguet, BMW или Tesla – и перед Вами независимый коуч-бунтарь.

Кстати, иметь марку авто, часы, костюм или даже авторучку «как у босса» – особая фича в демонстрации успеха.

Маркетинговая стратегия создания дутых гениев такова: раскрученные селебы «позволяют» мировым брендам ассоциироваться со своей персоной, тем самым добавляя им веса в Ваших глазах. Далее бездари, покупающие эти бренды (чаще всего в кредит), переносят эту ассоциацию на себя, как бы подтверждают свою принадлежность к той же касте и посредствам этой атрибуции склоняют Вас больше себе платить.

Все в соответствии с "классическим" принципом искажений. Упражнение для любителей покопаться в когнитивистике - эффект ореола - глядя на то, во что он одет, определить "состояние" его интеллекта

Вот и все! Вот и всё! Круговорот бабла на рынке состоялся. Гештальт закрыт. Экономика очевидна. Маркетинг снова рулит. Король и вправду голый.

Где здесь хоть слово о профессиональных качествах?

На фоне описанных выше ярких персонажей реальные гении сначала – ремесленники. Как правило не публичные, «широко известные в узких кругах». Как минимум потому, что их квалификация не поддается общепринятым стандартным оценкам. Их лица не измучены барбершопами, а использование брендов продиктовано опытом. Они самостоятельно выполняют все то, что делают по инструкции их коллеги – филистеры, но получают истинное удовольствие от создания и воплощения только того, о чем первые даже и помыслить не могут. В работе с ними есть один неочевидный секрет: ими невозможно управлять – только заинтересовывать. В этом случае отдача будет максимальной.

А с какими гениями чаще сталкиваетесь Вы – с дутыми или настоящими?

Еще о том, сколько стоит знания и опыт можно прочитать здесь