Многие эйчары, особенно те, кто загружен работой, ищут кандидатов по старинке, публикуя объявления на популярных работных сайтах и в Телеграм-чатиках. И, что удивительно, тратят значительно больше времени, чем если бы занимались холодным поиском. Объявления мало разместить — нужно отслеживать отклики, просматривать резюме откликнувшихся (часто нерелевантные), отвечать им. А время идет — и руководитель регулярно спрашивает результат.
Другое дело — холодный поиск кандидатов. Что это значит? Идея проста: не соискатели ищут вас, а вы ищите их. Отбираете по резюме подходящих специалистов и по очереди обзваниваете их, предлагая открытую вакансию. Давайте разбираться в плюсах и минусах данного метода.
Как ищем?
Способ и источник рекрутер выбирает сам. Искать можно где угодно, начиная от hh.ru и LinkedIn и заканчивая теми самыми ТГ-чатами и фриланс-биржами. Все зависит от специальности, востребованности, «редкости» специалиста.
- Компании-конкуренты. Существуют сферы, в которых нельзя просто найти свободного специалиста — все профессионалы давно разобраны и поделены по рынку. В этом случае рекрутеры могут переманивать потенциальных кандидатов у других крупных игроков — обычно тех, кто уже готов покинуть нынешнего работодателя по разным причинам: не увеличивают зарплату, уперся в потолок карьерного роста, хочется развиваться в близком направлении и т.д. Прибегают к такому ярому хантингу в крайней ситуации.
- Компании-доноры. Github, Хабр, Яндекс, Stack Overflow — ищите по названию организации и главным скиллам вашей вакансии.
- Образовательные организации. Позиции джунов легко закрываются выпускниками и студентами вузов. Амбициозные студенты начинают подрабатывать уже с младших курсов, и с учетом их мотивации из них потом вырастают хорошие специалисты.
- Интернет: работные сайты, фриланс-биржи, поисковые системы. Ищут преимущественно по ключам: навыкам, направлению, технологиям.
Что дальше?
Найдя определенное количество кандидатов, рекрутер звонит им по очереди. Некоторые делают это при помощи рассылки. Запомните, шансы, что ваше письмо смахнут в корзину, не прочитав, приближаются к 90%. Не используйте для связи электронную почту в принципе. Лучше Телеграм — в нем самая высокая конверсия, или же Whatsapp. Определить, каким мессенджером пользуется человек, просто: добавьте его в контакты. Мессенджеры в целом удобнее: вы видите, прочитали ваше сообщение или нет, когда человек был в сети, да и общение проходит менее формально.
Хороший вариант — связаться с кандидатом по телефону. Обязательно учитывайте время: если человек работает, лучше позвонить ему после рабочего дня. Но не поздно вечером и не в выходной утром. Бывает, что трубку не берут. Тогда можно оставить вежливое сообщение в мессенджере: коротко обозначить, кто вы, по какому поводу пишете и уточнить, в какое время кандидат сможет переговорить с вами.
Если потенциальный кандидат отказал — расставайтесь на позитивной ноте. Есть возможность, что вас потом «сосватают» по сарафанной связи друзьям или знакомым.
Плюсы холодного поиска персонала
- Скорость. Ждать, пока вас найдет подходящий кандидат, можно месяцами. Особенно, если соискатель высокой квалификации — такие не ищут работу, а ждут, пока её им предложат. А вот у самого рекрутера работы точно будет по уши — с учетом того, что придется просматривать все поступающие отклики, ¾ которых окажутся нерелевантными. При самостоятельном поиске вы сразу отбираете качественные анкеты, и вероятность попадания в яблочко резко возрастает.
- Стоимость. Размещение объявлений, особенно в топе работных сайтов, стоит немало денег. За которые с рекрутера регулярно спрашивает работодатель: «Маша, почему мы потратили уже кучу средств, а нужный сотрудник еще не найден?» Холодный поиск фактически обходится бесплатно.
- Экономия сил и времени. Уже в ходе поисков, просмотра резюме и первого телефонного разговора можно определить, насколько вам подойдет тот или иной специалист, и звать на техническое собеседование самых отличившихся.
- Расширение своей базы. Если вы адекватны в общении, разговариваете позитивно и не давите на собеседника, то велик шанс, что ваши контакты передадут знакомым, если самому кандидату вакансия не подойдет.
Минусы
Холодный поиск сотрудников имеет и несколько минусов.
- Вас могут принять за спамера и нагрубить. Чтобы не попадать в такие ситуации, звоните с местного номера. Заранее придумайте, как представиться и подать себя, чтобы человек не бросил в бешенстве трубку.
- Сложно общаться. Способ однозначно не подойдет людям, которым сложно вступать в контакт, общаться, у которых возникает чувство страха при общении с незнакомцами. Но тогда возникает вопрос: как вы попали в рекрутеры? И для поддержки: если человек выложил в интернет свое резюме, значит, он заинтересован в работе и ответит на звонок с удовольствием. Неудобно разговаривать прямо сейчас — предложите кандидату самостоятельно назначить нужное время. Также помните, что все решает опыт: если на сотом звонке волнение еще будет заметно, то тысячный станет для вас рутинной обязанностью.
- Не получается дозвониться. Здесь и пригодятся мессенджеры. Но помните, если работать только через мессенджеры, ваше сообщение могут пропустить, поэтому начинают всегда со звонка.
Важно понимать, что непрерывное общение с другими людьми по телефону утомляет, и градус вашей приветливости упадет уже к пятому звонку. Поэтому определите для себя комфортный предел времени, после которого вам становится тяжело. Я не рекомендую тратить на холодные звонки больше двух часов в день. Обязательно делайте перерывы, чтобы полученная информация отложилась, а не превратилась в голове кашу. Записывайте важные моменты, которые отметили за время разговора.
Надеюсь, у меня получилось объяснить, что значит холодный поиск. А как вы относитесь к холодным звонкам? Звонили ли когда-нибудь самостоятельно или же отвечали на звонки от рекрутеров? Пишите в комментариях, обсудим!