Найти тему

Холодный поиск кандидатов: не дай себе замерзнуть

Оглавление

Многие эйчары, особенно те, кто загружен работой, ищут кандидатов по старинке, публикуя объявления на популярных работных сайтах и в Телеграм-чатиках. И, что удивительно, тратят значительно больше времени, чем если бы занимались холодным поиском. Объявления мало разместить — нужно отслеживать отклики, просматривать резюме откликнувшихся (часто нерелевантные), отвечать им. А время идет — и руководитель регулярно спрашивает результат.

Другое дело — холодный поиск кандидатов. Что это значит? Идея проста: не соискатели ищут вас, а вы ищите их. Отбираете по резюме подходящих специалистов и по очереди обзваниваете их, предлагая открытую вакансию. Давайте разбираться в плюсах и минусах данного метода.

Как ищем?

Способ и источник рекрутер выбирает сам. Искать можно где угодно, начиная от hh.ru и LinkedIn и заканчивая теми самыми ТГ-чатами и фриланс-биржами. Все зависит от специальности, востребованности, «редкости» специалиста.

  1. Компании-конкуренты. Существуют сферы, в которых нельзя просто найти свободного специалиста — все профессионалы давно разобраны и поделены по рынку. В этом случае рекрутеры могут переманивать потенциальных кандидатов у других крупных игроков — обычно тех, кто уже готов покинуть нынешнего работодателя по разным причинам: не увеличивают зарплату, уперся в потолок карьерного роста, хочется развиваться в близком направлении и т.д. Прибегают к такому ярому хантингу в крайней ситуации.
  2. Компании-доноры. Github, Хабр, Яндекс, Stack Overflow — ищите по названию организации и главным скиллам вашей вакансии.
  3. Образовательные организации. Позиции джунов легко закрываются выпускниками и студентами вузов. Амбициозные студенты начинают подрабатывать уже с младших курсов, и с учетом их мотивации из них потом вырастают хорошие специалисты.
  4. Интернет: работные сайты, фриланс-биржи, поисковые системы. Ищут преимущественно по ключам: навыкам, направлению, технологиям.

Что дальше?

Найдя определенное количество кандидатов, рекрутер звонит им по очереди. Некоторые делают это при помощи рассылки. Запомните, шансы, что ваше письмо смахнут в корзину, не прочитав, приближаются к 90%. Не используйте для связи электронную почту в принципе. Лучше Телеграм — в нем самая высокая конверсия, или же Whatsapp. Определить, каким мессенджером пользуется человек, просто: добавьте его в контакты. Мессенджеры в целом удобнее: вы видите, прочитали ваше сообщение или нет, когда человек был в сети, да и общение проходит менее формально.

Хороший вариант — связаться с кандидатом по телефону. Обязательно учитывайте время: если человек работает, лучше позвонить ему после рабочего дня. Но не поздно вечером и не в выходной утром. Бывает, что трубку не берут. Тогда можно оставить вежливое сообщение в мессенджере: коротко обозначить, кто вы, по какому поводу пишете и уточнить, в какое время кандидат сможет переговорить с вами.

-2

Если потенциальный кандидат отказал — расставайтесь на позитивной ноте. Есть возможность, что вас потом «сосватают» по сарафанной связи друзьям или знакомым.

Плюсы холодного поиска персонала

  1. Скорость. Ждать, пока вас найдет подходящий кандидат, можно месяцами. Особенно, если соискатель высокой квалификации — такие не ищут работу, а ждут, пока её им предложат. А вот у самого рекрутера работы точно будет по уши — с учетом того, что придется просматривать все поступающие отклики, ¾ которых окажутся нерелевантными. При самостоятельном поиске вы сразу отбираете качественные анкеты, и вероятность попадания в яблочко резко возрастает.
  2. Стоимость. Размещение объявлений, особенно в топе работных сайтов, стоит немало денег. За которые с рекрутера регулярно спрашивает работодатель: «Маша, почему мы потратили уже кучу средств, а нужный сотрудник еще не найден?» Холодный поиск фактически обходится бесплатно.
  3. Экономия сил и времени. Уже в ходе поисков, просмотра резюме и первого телефонного разговора можно определить, насколько вам подойдет тот или иной специалист, и звать на техническое собеседование самых отличившихся.
  4. Расширение своей базы. Если вы адекватны в общении, разговариваете позитивно и не давите на собеседника, то велик шанс, что ваши контакты передадут знакомым, если самому кандидату вакансия не подойдет.
-3

Минусы

Холодный поиск сотрудников имеет и несколько минусов.

  1. Вас могут принять за спамера и нагрубить. Чтобы не попадать в такие ситуации, звоните с местного номера. Заранее придумайте, как представиться и подать себя, чтобы человек не бросил в бешенстве трубку.
  2. Сложно общаться. Способ однозначно не подойдет людям, которым сложно вступать в контакт, общаться, у которых возникает чувство страха при общении с незнакомцами. Но тогда возникает вопрос: как вы попали в рекрутеры? И для поддержки: если человек выложил в интернет свое резюме, значит, он заинтересован в работе и ответит на звонок с удовольствием. Неудобно разговаривать прямо сейчас — предложите кандидату самостоятельно назначить нужное время. Также помните, что все решает опыт: если на сотом звонке волнение еще будет заметно, то тысячный станет для вас рутинной обязанностью.
  3. Не получается дозвониться. Здесь и пригодятся мессенджеры. Но помните, если работать только через мессенджеры, ваше сообщение могут пропустить, поэтому начинают всегда со звонка.

Важно понимать, что непрерывное общение с другими людьми по телефону утомляет, и градус вашей приветливости упадет уже к пятому звонку. Поэтому определите для себя комфортный предел времени, после которого вам становится тяжело. Я не рекомендую тратить на холодные звонки больше двух часов в день. Обязательно делайте перерывы, чтобы полученная информация отложилась, а не превратилась в голове кашу. Записывайте важные моменты, которые отметили за время разговора.

Надеюсь, у меня получилось объяснить, что значит холодный поиск. А как вы относитесь к холодным звонкам? Звонили ли когда-нибудь самостоятельно или же отвечали на звонки от рекрутеров? Пишите в комментариях, обсудим!