Найти в Дзене
Роман Омельянчук

О методологии познания и творчества

Оглавление

Противоречие ведёт вперёд.

Георг Гегель

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.

К. Прутков.

Методология познания и творчества подразумевает применение диалектического метода познания. Однако, при его использовании необходимо научиться самостоятельно «срезать» ошибки субъективизма, что достигается путем связи каждого вопроса и получаемого на него ответа с реально имеющими место в жизни процессами. Если этого не делать, то метод с высокой вероятностью порождает серьезные ошибки в силу генерации иллюзий.

В настоящее время в обществе используется метод познания, основанный на следующих законах диалектики Г. Гегеля:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количества в качество.

3. Закон отрицания отрицания.

Большинство логических конструкций, построенных на основе этих законов «диалектики», являются в лучшем случае частностями рассудочной деятельности, а в худшем — приводят к фикциям и иллюзиям, хорошо эксплуатируемым в обществе в силу сложности их опровержения на основе той же дискретной логики.

В действительности эти законы являются описанием частных случаев.

Как указано выше, принципы порождают закономерности, описывающие алгоритмику частного процесса взаимодействия. Другими словами, принципы проявляют себя через закономерности, выражающиеся в законах, в четких лексических (математических) формах — то есть в алгоритмической последовательности: «если, то …» и других вариантах.

Ввиду того, что закономерность всего лишь проявление действия принципа, необходимо понимать, что она неполноценна в том смысле, что некоторые явления выходят из-под действия конкретной закономерности1, но при этом остаются полностью подчинёнными принципу, порождающему эту и иную закономерность для этих явлений.

Поэтому:

1. Закон единства и борьбы противоположностей представляет собой частный случай проявления принципа комплементарности, где комплементарные части выступают противоположностями, а граница разделения «единого» динамична, что субъективно воспринимается как борьба между частями единого целого.

2. Закон перехода количества в качество — также частный случай принципа двойственности, когда часть совокупности элементов2 переходит из области большей масштабности в область большей функциональности.

3. Закон отрицания отрицания — тоже частный случай принципа цикла, когда объект, проходя через этапы процесса (целого), изменяется с полным преобразованием своего состояния (семя ‒ росток – почка – бутон – цветок ‒ плод, семя – росток3 и т.д.), при этом весь процесс протекает по заранее сформированной алгоритмике. Такой частный случай принципа цикла, выраженный в закономерности отрицания отрицания, является, по большей части, следствием субъективного восприятия только части этапов единого процесса без возможности «охватить» его целиком. В большинстве случаев применение этой закономерности к целым процессам порождает фикцию. Абстракция частного случая названного законом отрицания отрицания является закономерностью преобразования, то есть перехода объекта из одного состояния в другое с полным изменением своего состояния[1] (бифуркация).

По этой причине методология, основанная не на закономерностях, а на принципах, на порядки более дееспособна и менее ошибочна в своих результатах. При этом она кратно расширяет пространство параметров для познания практически всех явлений объективной реальности.

Под методологией следует понимать определенную последовательность действий (т.е. алгоритмику — совокупность алгоритмов), направленных на выявление закономерностей исследуемого явления, процесса.

Познание — личностное освоение объективных закономерностей между различными процессами объективной реальности. То есть формирование в психике индивида алгоритмов, ранее не существовавших в ней.

Способность создавать на основе наработанных методологических навыков что-либо новое приводит к творчеству.

Творчество — самостоятельное создание чего-либо (не только на материальной основе, но и информационных модулей — знаний), что не существовало, как минимум, в личностной культуре индивидуума. Не нужно путать творчество и воспроизводство. Воспроизводство — это процесс порождения того, что уже имеется (в той же психике человека), то есть создание аналога. Хотя и там и там нужен талант, но только те люди способны к творчеству, кто, пусть даже интуитивно, но следует принципу этики.

Методология познания — стереотип выявления алгоритмов течения частных процессов и нахождение их функционального назначения (места) в объемлющих их процессах[2]. Она подразумевает способность формировать стереотипы новых явлений, возникающих при встрече известных слов и других символов в незнакомом сочетании, употреблении или контексте. Соответственно для развития методологии познания необходимо стремиться к постоянному чтению, анализу и другой работе с информацией, изложенной разными способами и стилями, а также с высокой сложностью её преподнесения читателю.

Системное мышление1, сопряжённое с многообразием алгоритмов, помогающих находить в различных системах всё разнообразие закономерностей, приводит к освоению методологии познания.

Критерием правильности её освоения является наибольшая точность прогностики какого-либо явления, процесса. Методология познания работает, только если диалектическим методом адекватно формируются вопросы к конкретной неопределённости, разрешение которой стоит перед человеком. Адекватное формирование вопросов начинается с адекватного восприятия. Если у человека преобладают иллюзии или фикции, то даже при правильной алгоритмике методологии она будет не результативна.

Творчество основывается на резонансе между частью алгоритмов, освоенных индивидуумом, и частью алгоритмов, находящихся во внешнем мире, с последующей достройкой (формированием) собственных алгоритмов в психике. Их отображение из психики индивидуума во внешний мир на любой материальный носитель или информационный модуль является актом творчества.

Критерием правильности освоения методологии познания и творчества являются: способность в любой области знаний находить закономерности между частностями и определять объемлющие их процессы; прогнозировать развитие процессов на сколь угодно отдаленную перспективу; создавать новое, разрешать неопределенности, находить наилучшие решения в практике применения любой отрасли знаний.

Основой правильного течения процесса методологии познания и творчества является: осознанная направленность мышления от общего к частному, способность отделять несущественные критерии частностей, используя существенные, вписывать частности в объемлющие их процессы, согласно выявленным объективным закономерностям мироздания.

Освоение методологии познания возможно путем чтения сложной литературы, в которой присутствуют алгоритмы рассудочной деятельности. Но оно должно проходить в двух режимах. Первый раз вы читаете для выявления и понимания смысла, выраженного автором. Второй раз – для понимания[3] алгоритмов рассуждения автора, при помощи которых он пришел к смыслам, изложенным в материале. Именно в такой последовательности и необходимо дважды читать текст. Более того, при чтении в таком режиме вы формируете схожее настроение, испытанное автором при написании своего произведения. Такая синфазность настроения повышает усвоение методологии автора. Именно таким образом вы осваиваете — делаете своей методологию, которую использует автор. Этот же подход применим к видеолекциям.

Поэтому методология познания и творчества нарабатывается посредством применения всего разнообразия алгоритмов, доступных всему человечеству через освоение культуры, наиболее полно и точно отражающей объективные закономерности в практике жизни. Таким образом, в личности формируется бессознательное сосредоточение опыта при освоении потенциала развития человека. А если учесть наличие у нас биополей, способных нести информацию, аналогично1 промодулированным электромагнитным волнам, то при правильной настройке психики человеку становятся доступны те объемы информации, которыми он ранее не обладал и не осваивал сознательно.

При этом самое страшное для познавательно-творческой деятельности — это наличие внутренних запретов. Причем такие запреты следует отличать от осознанного отказа человеком от осуществления чего-либо, в силу понимания им такой необходимости по причине нарушения объективных закономерностей и принципов — в целях соблюдения гармонии. Хотя внешне это может выглядеть одинаково — отсутствие результата. Но человек, сознательно принимающий решения об отказе, не утрачивает способности познавательно-творческой деятельности[4].

1 Очевидно, что существуют иные закономерности, не выявленные и не описанные человечеством, но которым подчиняются явления. И это действительно так, по той причине, что такое необъяснимое проявление явления принято называть – феноменом.

2 Более подробно смотри в разделе «Системы».

3 Как видно, каждый последующий этап полностью отрицает предыдущий, но если рассматривать процесс целиком, с позиции принципа цикла, то все становится на свои места.

[1] То есть в некотором смысле прохождение точки бифуркации.

[2] Если вы после прочтения этого предложения обратитесь к разделу «Системы», то вы поймете, что в основе методологии лежит системный подход.

1 Система — совокупность объектов с фиксированными свойствами, на которой реализуются определенные отношения между объектами по определенным критериям (функциональные закономерности).

Системный подход, как основа системного мышления — последовательность действий, направленных на выявление системообразующих отношений между объектами, придающих множеству объектов структуру. Структура несет функцию.

[3] Понимание происходит когда вы сами рассуждаете в процессе повторного чтения. Такое рассуждение должно осуществляться на основе, как минимум, операций мышления.

1 Здесь действует принцип подобия, когда алгоритмика процессов реализовывается на разных материальных носителях. Кстати японцы давно подтвердили опытами наличие биополей у человека и их изменение при умственной деятельности.

[4] Хорошим примером является отказ Н. Тесла в рассекречивании своих технологий, способных уничтожить, если не Солнечную систему, то Землю точно в силу низкого уровня этики, освоенной людьми.