Найти в Дзене
Я люблю лодки!

С огромной благодарностью Юрию Петровичу Власову!

Оглавление

Сегодня, друзья, не про паруса и яхты, а о Человеке, который поставил меня на ноги. Буквально. И о том, как это было.

Юрий Власов

Тяжелоатлет, мировой рекордсмен (31 рекорд), олимпийский чемпион, писатель, политик, кандидат на пост Президента Российский Федерации (а ещё кумир Арнольда Шварценеггера). С его достижениями знакомы многие, особенно те, кто родился в СССР. Но есть у этих достижений и обратная сторона, которая оказалась для меня более значимой.

Свою спортивную карьеру Юрий Петрович закончил в возрасте 33 лет и уже через несколько лет столкнулся с тяжелейшими недугами - прямыми последствиями рекордных физических нагрузок: повреждены были суставы рук, ног, спины; сердечно-сосудистая система; пищеварительная система (от приёма медицинских препаратов). Находясь под наблюдением и лечением лучших врачей Москвы, он угасал с каждым днём. Когда дело дошло до крайней степени и передвигаться самостоятельно он уже не мог (а только опираясь на жену и дочь), Юрий Петрович взялся за себя сам и начал делать то, что врачи ему делать не рекомендовали. А почему бы и нет, если терять уже нечего?

Этот период жизни он описал в книге "Стечение сложных обстоятельств". Книга напоминает дневник, в котором автор делится мыслями, идеями, ведёт хронологию событий, анализирует причины возникновения проблем и методики восстановления. В основе книги лежит идея, что человеческий организм обладает невероятными способностями к восстановлению и обновлению.

Никогда нельзя терять веру в себя — какие бы беды ни обрушивались и какие бы приговоры ни выносила судьба! Окончателен лишь твой приговор. До той поры, пока ты не вынесешь его, пока сам не признаешь себя сломанным, ты не побежден, организм борется и есть возможность для преодоления самых черных и безнадежных состояний. Все зависит от силы волевого сопротивления, от умения найти верное поведение и средства борьбы. Безвыходных положений нет, безвыходное положение — это слабость духа и признание поражения. Пределы сопротивления безграничны. Организм невероятно стоек и живуч, если им управляет закаленная воля.
Ю.П. Власов, "Стечение сложных обстоятельств", 1990

Параллели

Упомянутая книга попалась мне на глаза осенью 2022 года и зацепила с первых же страниц. Описанные Власовым симптомы были моими симптомами. Высказанные идеи были близки и понятны. Методики восстановления были воспроизводимыми в домашних условиях.

К моменту знакомства с книгой я почти потерял способность ходить из-за артроза стопы последней степени. В периоды обострения путь в 100 метров был для меня серьезным испытанием. А между обострениями не следовало делать более 1000 шагов, т.к. это могло закончиться многомесячными проблемами. Когда-то врачи мне советовали ходить в обуви с высоким каблуком, и это поначалу помогало, но стало причиной разрушения голеностопных суставов - ходить стало ещё сложнее. Весной и осенью по несколько месяцев я страдал от болей. Спина тоже была постоянным источником сюрпризов. Вишенкой на торте стал перенесенный дюжину раз ковид, который ушатал сердечно-сосудистую систему и отформатировал мозги. В итоге я был вынужден закончить свою трудовую деятельность (довольно нервную, связанную с частыми командировками) и отправиться на покой.

Тренировки

Итак, я прочитал книгу, проникся, поверил, зарядился, завел дневник и принялся за упражнения. Каждый день нужно было выполнить некоторый (очень скромный) набор упражнений и записать результаты в дневник.

Нельзя сказать, что до этого момента я только лишь плющил диван пятой точкой. Я делал разнообразную суставную гимнастику (крутил-вертел суставами без нагрузки), гулял по лесу (около 1000 шагов), подтягивался на турнике (без турника моя спина не работает). Но этого было мало. Я осознал: мне следует убедить организм в том, что МНЕ НУЖНЫ НОГИ! Тело, слышишь, ты меня поняло? А без нагрузок оно не понимает.

При ходьбе я не могу опираться ни на пятку, ни на стопу. И научился ходить на пальцах стопы, при этом большая часть нагрузки (где-то 60%) приходится на большие пальцы. Так ходят животные - собаки и т.п. Такой шаг обеспечивает хорошую амортизацию для суставов ног и для позвоночника. На строевой подготовке в армии учат почти такому же шагу: требуют тянуть носок, держать подошву горизонтально, встречать землю не пяткой, а всей стопой. Если носок вытянуть ещё чуть-чуть, то получится мой нынешний шаг. Обувь с высоким каблуком не подходит.

Когда писал эти строчки, вспомнил походку своего военрука. То был настоящий полковник: прошёл ВОВ, горел в танке (ожоги остались навсегда), выходил из окружения и попал под удар своей же артиллерии (тогда погибли почти все его сослуживцы). Он учил студентов до последнего своего дня (мне выпала высокая честь проводить его в последний путь). Так вот, он ходил именно так, как я описал выше. Со стороны это выглядело словно старательный строевой шаг с образцовым оттягиванием носочка. И я думал: вот же истинный военный - марширует всегда и везде. Теперь-то я понимаю...

Начал я с прыжков на месте. С десяти очень низких прыжков. Старательно амортизируя ударную нагрузку. Это было дерзко. На следующий день ноги болели так же, как и всегда, а значит можно плавно увеличивать нагрузку. За шесть месяцев я довел количество прыжков до 900, делая в течение дня три подхода по 300 раз. Как и Юрий Власов, я очень полюбил прыжки и оценил их роль.

Все, чем я занимаюсь, недостаточно для надежного тренинга сердечно-сосудистой системы, и я ввожу подскоки на месте. За все те зимние месяцы делать их более чем в течение трех минут не удается. Это ничтожно мало и, разумеется, не может повлиять на выносливость, но я верю, что сумею увеличить эти минуты.
Ю.П. Власов, "Стечение сложных обстоятельств", 1990

Также в мою ежедневную тренировку обязательно входил комплекс вольных упражнений №1 (КВУ №1) - 4 подхода по 10 повторений и подтягивания на перекладине - 3 подхода на максимум (10-17 раз). Упражнения равномерно размазаны в течение дня.

За 7-8 месяцев я так окреп, что к лету 2023 года дерзнул приступить к строительству лодки. Для этого нужно было часами стоять на ногах и я стоял (чудо!!!) Ноги привычно болели, но обострений, лишавших работоспособности, уже НЕ БЫЛО. О беге я тогда не мог и помыслить: это слишком большая нагрузка.

В теплое время к прыжкам добавился велосипед. Постепенно упражнения становились сложнее. Я уже не просто подтягивался на перекладине, а на каждое подтягивание дважды поднимал колени к груди (заметил, что это благоприятно влияет на позвоночник). Главное, закончив упражнение не спрыгивать с турника, а опускаться на пол мягко. И очень полезно подтягиваться перед сном - позвонки/диски встают на место и в течение ночи спина лучше восстанавливается.

Ещё я пристрастился к желе с желатином. После каждого приёма пищи съедаю маленькую порцию желе с ягодами (примерно 1 грамм желатина). Это блюдо на меня влияет чудодейственно, кажется, что оно даже снимает боль.

Зима 2024 случилась снежной, пару недель подряд я без устали чистил снег и гордился, каким могучим дворником стал. Но расчищая плотный и мокрый снежный холм после трактора, я одномоментно сломался (спина) и на 2 месяца потерял всякую работоспособность. Причина в том, что я не давал организму восстановиться после нагрузки. В период болезни из упражнений остались только подтягивания (три подхода в день). А через полтора месяца (от дня травмы) стал аккуратно добавлять другие упражнения.

Мой дневник тренировок: полтора месяца от дня травмы спины. Прыжков совсем мало (болит спина). Подтягиваний больше обычного. Очень аккуратно делаю КВУ №1 (без наклонов). Отжимания по большей части не от пола, а "спиной к скамье" (так позвоночник не нагружен)
Мой дневник тренировок: полтора месяца от дня травмы спины. Прыжков совсем мало (болит спина). Подтягиваний больше обычного. Очень аккуратно делаю КВУ №1 (без наклонов). Отжимания по большей части не от пола, а "спиной к скамье" (так позвоночник не нагружен)

"Я могу бегать!"

Через полтора года тренировок я наконец-то смог бегать! Начал с 300 метров и к настоящему времени ежедневно пробегаю по 1500! Мог бы и 3000, но точно знаю, что нагрузку нужно повышать плавно (этот рубеж на будущее). Твердых поверхностей опасаюсь, бегаю по траве. Ушли ли боли? Нет, они остались теми же (только без осложнений), зато я могу бегать!

Представьте, что вам вдруг подарили возможность делать что-то для вас невероятное, например, летать. Представили? А теперь почувствуйте, что это значит: - "Я могу бегать!"

Бегаю, наворачиваю круги, соседи смотрят, улыбаются. Я им кричу: - "Я могу бегать!" Те, что помоложе, отвечают: - "А я не люблю бегать, никогда не любил" (не ценят, что имеют). А те, что постарше, завидуют.

Спасибо, Юрий Петрович, дорогой Вы мой, очень, очень я Вам благодарен за науку! Царствия Вам Небесного!

Следующая статья: Степс и оковка мачты, петли руля. Утяжеляю шверт