Найти тему
Я люблю лодки!

24-28.06.2024 Степс и оковка мачты, петли руля. Утяжеляю шверт

Оглавление

Загадка: почему новые пункты в план работ по лодке добавляются чаще, чем вычёркиваются выполненные?

Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.

Планирование

Актуализировал я, значит, план работы. Получилось 23 пункта до спуска лодки на воду. Через сутки пунктов стало 26, а через двое суток 29. Они словно размножаются почкованием. Что делать?

Петли пера руля

Точнее, это петли баллерной коробки. Каждая петля состоит из двух частей: штыря (pintle) и ушко (gudgeon).

Вертлюг гика

Просверлил в гике отверстия для болтов вертлюга на сверлильном станке. Отверстия идеально совпали. Дрелью это было бы сделать сложнее (сверлить навстречу друг другу, делать кондуктор или изобретать что-то ещё).

Степс мачты

На моей лодке степс - это П-образный кронштейн. Ух и замучался же я его гнуть: лупил молотком через фанеру и алюминиевую пластину (эффект разный), использовал рычаги, стальные уголки, струбцины...

Заметил, что обычная сталь (Ст3 или из чего там сделаны уголки) почти не царапает нержавейку из-за большой разницы в твердости.

После пары часов долбежки молотком получился кривобокий, асимметричный, не соответствующий чертежным размерам и просто уродливый кронштейн. Я расстроился и начал подумывать выкинуть испорченную заготовку и пойти резать новую пластину. Но где гарантии от повторной неудачи?

Продолжил лупить молотком, пытаясь придать полкам кронштейна требуемые размеры, равные углы и тому подобное. Открыл для себя, что нержавейка AISI 304 очень пластичная и, если долго-долго бить, можно добиться желаемого результата.

Через 4 часа долбежки заглянула жена и спросила: - "Наверное, не получается?" :))) Но как раз к этому времени я почувствовал (чутьё, но не знание), как и куда надо бить. Через 5 часов желаемый результат был достигнут. Опытный слесарь справился бы за четверть часа :)

Степс мачты после всех мучений
Степс мачты после всех мучений

Оковка мачты

К оковке мачты будут крепиться ванты и форштаг. Оковку сделал традиционной конструкции: она состоит из двух частей, стягивается двумя болтами и охватывает мачту по окружности. К оковке подвешиваются три "сережки", две на стяжные болты и одна (для форштага) на заклепку. Форма оковки, как и у мачты, восьмиугольная.

1 - степс мачты; 2 - "ушко" оттяжки гика; 3 - оковка мачты с "сережками"
1 - степс мачты; 2 - "ушко" оттяжки гика; 3 - оковка мачты с "сережками"

Утяжеляю шверт

Представьте неприятную ситуацию: швертбот перевернулся (оверкиль), шверт выпал из швертового колодца и пошёл на дно. Без шверта положение лодки не восстановить, ведь он используется как рычаг. Это уже вдвойне аварийная ситуация. Отсюда мораль - шверт должен иметь положительную плавучесть. Но в то же время, находясь в рабочем положении шверт не должен всплывать. А ещё его желательно привязать к лодке.

Вес моего шверта без балласта: 3.84 кг. Полный объем: 7.8 л. Погруженный объем (в рабочем положении): 4.94 л. Следовательно, чтобы шверт не всплывал из рабочего положения, его следует утяжелить балластом весом более 1.1 кг. Я планирую залить в шверт 1.5 кг свинца. Тогда он будет весить 5.34 кг и сохранит положительную плавучесть.

Форма для отливки

Часто шверт утяжеляют так: делают полость и просто заливают расправленный свинец. Но мой шверт склеен из небольших ламелей, и я опасаюсь следовать этой технологии - расклеится. Поэтому лить свинец решил в отдельную форму.

Плавка и отливка

Сложил плавильную печь, форму для отливки выставил по уровню. Процесс плавки занял около получаса.

Когда вылил свинец в форму, кусок алюминиевого скотча всплыл на поверхность. Думаю, под ним был пузырь воздуха. Воздух расширился и скотч "отстрелило".

Свинцовая "таблетка". Справа шлак на поверхности свинца - как раз в этом месте отклеился скотч
Свинцовая "таблетка". Справа шлак на поверхности свинца - как раз в этом месте отклеился скотч

Когда свинец остыл, я всего лишь дотронулся до формы и она развалилась на две части по клеевому соединению. То же самое произошло бы и с моим швертом, если бы я лил в него расплавленный свинец.

Клей разрушился под действием температуры и форма сломалась по клеевому соединению
Клей разрушился под действием температуры и форма сломалась по клеевому соединению

Полость в шверте

Отверстие в шверте профрезеровал с диаметром большим, чем диаметр отливочной формы на 1.6 мм. Для этого подложил картонку толщиной в 0.8 мм между фрезером и ножкой "циркуля".

Вклеиваю балласт в шверт

Глубина полости под балласт 14-15 мм при толщине шверта 20 мм. На вклеивание истратил 30 мл эпоксидной смолы.

Итог за период

  • Время: 16 часов
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)

  • Время: 681 час
  • Деньги: 64566 руб

Следующая статья: Делаю ползуны для грота