Загадка: почему новые пункты в план работ по лодке добавляются чаще, чем вычёркиваются выполненные?
Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko) и веду этот Дневник судостроителя.
Планирование
Актуализировал я, значит, план работы. Получилось 23 пункта до спуска лодки на воду. Через сутки пунктов стало 26, а через двое суток 29. Они словно размножаются почкованием. Что делать?
Петли пера руля
Точнее, это петли баллерной коробки. Каждая петля состоит из двух частей: штыря (pintle) и ушко (gudgeon).
Вертлюг гика
Просверлил в гике отверстия для болтов вертлюга на сверлильном станке. Отверстия идеально совпали. Дрелью это было бы сделать сложнее (сверлить навстречу друг другу, делать кондуктор или изобретать что-то ещё).
Степс мачты
На моей лодке степс - это П-образный кронштейн. Ух и замучался же я его гнуть: лупил молотком через фанеру и алюминиевую пластину (эффект разный), использовал рычаги, стальные уголки, струбцины...
Заметил, что обычная сталь (Ст3 или из чего там сделаны уголки) почти не царапает нержавейку из-за большой разницы в твердости.
После пары часов долбежки молотком получился кривобокий, асимметричный, не соответствующий чертежным размерам и просто уродливый кронштейн. Я расстроился и начал подумывать выкинуть испорченную заготовку и пойти резать новую пластину. Но где гарантии от повторной неудачи?
Продолжил лупить молотком, пытаясь придать полкам кронштейна требуемые размеры, равные углы и тому подобное. Открыл для себя, что нержавейка AISI 304 очень пластичная и, если долго-долго бить, можно добиться желаемого результата.
Через 4 часа долбежки заглянула жена и спросила: - "Наверное, не получается?" :))) Но как раз к этому времени я почувствовал (чутьё, но не знание), как и куда надо бить. Через 5 часов желаемый результат был достигнут. Опытный слесарь справился бы за четверть часа :)
Оковка мачты
К оковке мачты будут крепиться ванты и форштаг. Оковку сделал традиционной конструкции: она состоит из двух частей, стягивается двумя болтами и охватывает мачту по окружности. К оковке подвешиваются три "сережки", две на стяжные болты и одна (для форштага) на заклепку. Форма оковки, как и у мачты, восьмиугольная.
Утяжеляю шверт
Представьте неприятную ситуацию: швертбот перевернулся (оверкиль), шверт выпал из швертового колодца и пошёл на дно. Без шверта положение лодки не восстановить, ведь он используется как рычаг. Это уже вдвойне аварийная ситуация. Отсюда мораль - шверт должен иметь положительную плавучесть. Но в то же время, находясь в рабочем положении шверт не должен всплывать. А ещё его желательно привязать к лодке.
Вес моего шверта без балласта: 3.84 кг. Полный объем: 7.8 л. Погруженный объем (в рабочем положении): 4.94 л. Следовательно, чтобы шверт не всплывал из рабочего положения, его следует утяжелить балластом весом более 1.1 кг. Я планирую залить в шверт 1.5 кг свинца. Тогда он будет весить 5.34 кг и сохранит положительную плавучесть.
Форма для отливки
Часто шверт утяжеляют так: делают полость и просто заливают расправленный свинец. Но мой шверт склеен из небольших ламелей, и я опасаюсь следовать этой технологии - расклеится. Поэтому лить свинец решил в отдельную форму.
Плавка и отливка
Сложил плавильную печь, форму для отливки выставил по уровню. Процесс плавки занял около получаса.
Когда вылил свинец в форму, кусок алюминиевого скотча всплыл на поверхность. Думаю, под ним был пузырь воздуха. Воздух расширился и скотч "отстрелило".
Когда свинец остыл, я всего лишь дотронулся до формы и она развалилась на две части по клеевому соединению. То же самое произошло бы и с моим швертом, если бы я лил в него расплавленный свинец.
Полость в шверте
Отверстие в шверте профрезеровал с диаметром большим, чем диаметр отливочной формы на 1.6 мм. Для этого подложил картонку толщиной в 0.8 мм между фрезером и ножкой "циркуля".
Вклеиваю балласт в шверт
Глубина полости под балласт 14-15 мм при толщине шверта 20 мм. На вклеивание истратил 30 мл эпоксидной смолы.
Итог за период
- Время: 16 часов
- Деньги: 0 руб
Всего за проект (лодка, паруса, рангоут)
- Время: 681 час
- Деньги: 64566 руб
Следующая статья: Делаю ползуны для грота