Найти в Дзене
Yur-gazeta.Ru

Как правильно отказаться от договора оказания услуг связи

Оглавление

Соблюдение порядка расторжения договора об оказании услуг связи защищает потребителя от необоснованных претензий. Какие требования необходимо выполнить абоненту, рассказываем в статье.

Право на отказ от договора об оказании услуг связи закреплен за потребителем статьями 782 ГК РФ и 32 закона № 2300-1 от 07.02.1992 г. Абонент может разорвать отношения с оператором в любой момент без объяснения причин. На практике прекратить действие соглашения далеко не так просто. Недобросовестные операторы создают массу препятствий для волеизъявления клиентов. Как избежать ошибок, рассказали юристы.

Возмещение фактических затрат

Прекращение соглашения не освобождает абонента от обязанности по погашению задолженности за оказанные услуги. Кроме того, клиент должен оплатить расходы, которые оператор понес в связи с исполнением договора. Такие затраты могут покрываться за счет внесения фиксированной суммы. Вывод о правомерности механизма были сделаны в постановлениях 13 ААС № 13АП-7013/21, АС Северо-Западного округа № Ф07-15459/19. Однако практика по направлению остается противоречивой.

Так, условие, согласно которому потребитель платит оператору за отказ от договора, признавалось незаконным постановлением 9 ААС № 09АП-87127/21. О недопустимости включения соответствующих пунктов в соглашение заявил также Пленум Верховного суда России. В постановлении № 54 от 22.11.2016 г. высшая инстанция акцентировала внимание на обязанности исполнителя подтвердить фактическое несение затрат.

Официальное уведомление

Порядок расторжения договор определяется отраслевыми регламентами. Например, при отказе от соглашения по оказанию телематических услуг потребитель должен придерживаться правительственного постановления № 2607 от 31.12.2021 г. В частности, абонент обязан уведомить оператора о расторжении сделки. Как именно контрагент извещается о принятом решении, стороны прописывают в договоре.

Юристы рекомендуют всегда придерживаться письменной формы. По юридическому адресу оператора необходимо направить сообщение с указанием номера договора, даты его заключения. В письме нужно однозначно выразить волю на расторжение сделки.

Допустимым является также отказ от соглашения, направленный оператору посредством «горячей линии». При этом абоненту стоит зафиксировать обращение (записать его номер, сохранить ответ). Поскольку недобросовестные компании могут игнорировать сообщения клиентов, юристы советуют совершать такие звонки в присутствии независимых свидетелей. Дополнительными доказательствами в этом случае становятся записи телефонных разговоров, переписка, СМС-сообщения.

Судебная практика

Иногда гражданам приходится доказывать факт расторжения договора об оказании услуг связи. Споры возникают, если после получения уведомления оператор продолжает выставлять счета. 

Если у абонента имеются письменные доказательства отказа от сделки, суд признает действия оператора незаконными. В этом случае гражданин получит возможность взыскать компенсацию морального вреда. Если же расторжение сделки производилось в устной форме, могут возникнуть проблемы.

Ярким примером служит дело № 11-64/2022, рассмотренное Куйбышевским районным судом Новокузнецка. Гражданин заключил договор с компанией на оказание услуг связи. Впоследствии пользоваться интернетом он прекратил, но письменное уведомление в адрес оператора не направил. В результате образовалась задолженность, которую взыскали в судебном порядке. Гражданин попытался обжаловать решение в апелляции. Однако заявления о фактическом неиспользовании услуг служители Фемиды во внимание не приняли. 

При этом отдельными судами отказ от договора путем совершения конклюдентных действий допускается. Так, 2 КСОЮ при вынесении определения № 8Г-26214/2021 пришел к выводу о расторжении соглашения. Основанием послужило длительное неиспользование абонентом услуг связи. Аналогичное мнение озвучил и Московский городской суд в определении № 33-26797/2021.