Резюме чем-то напоминает сайт знакомств: здесь тоже нет второго шанса произвести первое впечатление. Поговорим о резюме‚ которое точно заметят — как в хорошем‚ так и в плохом смысле.
Как сделать резюме непохожим на другие
Внутри одной сферы требования к кандидатам во многом схожи. Есть и такие качества, которые требуют повсеместно и ото всех — будь то кассир, маркетолог или бухгалтер: ответственность, коммуникабельность, внимательность.
Главная задача резюме — представить вашу личность и умения. Часто соискатели самое видное место отводят перечислению своих мест работы и должностных обязанностей. Это важно, но мало говорит о самом человеке. Рассказать о себе, представить себя в выгодном свете зачастую оказывается очень сложной задачей. Как с ней справиться, рассказала Сравни владелец частного центра занятости ООО «ДФ „ИНЖИНИРИНГ“», руководитель компании по подготовке специалистов «Академия спец» Татьяна Фёдорова.
Когда человек смотрит на себя, он знает, кто он, в чём его сильные стороны, чем он отличается от других. На этот вопрос стоит ответить себе и в составлении резюме — кто он, автор этого документа? Аналитик, мечтатель, созидатель, великолепный эмпат, который умеет чувствовать людей и налаживать между ними связи? Он человек процесса или результата? Любит технику, бумагу, цифру? А может быть, любит поговорить? Это сейчас очень ценно. Или наблюдать за животными, людьми? Достаточно описать себя в двух-трёх словах. Свои человеческие качества нужно подтвердить на примерах, рассказать, как они проявлялись в работе.
Рассказывая про образование, можно добавить, почему была выбрана именно эта специальность, что вдохновляло в учёбе. Опыт работы нужно стараться представлять через кейсы, портфолио.
«Работодателю интересно не столько перечисление предыдущих мест трудоустройства, сколько задачи, которые вам приходилось решать, — говорит Татьяна Фёдорова. — Мне лично хотелось бы видеть в резюме соискателей их личную миссию: куда человек идёт, что создаёт для себя. Так резюме увидят работодатели со сходными ценностями, и с ними будет комфортно сотрудничать. Я была бы рада, если бы резюме, составленных таким образом, стало больше».
Заметное резюме: вредные советы и полезные приёмы
❌ Чтобы резюме оттолкнуло, порой достаточно самых простых вещей: например, написать его одним сплошным текстом, не разбивая на пункты и абзацы. Такой текст тяжело читать, а у рекрутера есть лишь около семи секунд на то, чтобы быстро отсканировать глазами каждое резюме. Когда таких резюме в работе сотни и тысячи — несложно представить, каким будет эффект.
✅ И наоборот: всегда приятно и цепляет взгляд, когда резюме хорошо свёрстано. Читать сплошной текст очень сложно. Важно разбивать текст на абзацы и пункты, чтобы рекрутеру было легко читать, рекомендовала в беседе со Сравни HR-директор RoboFinance Мария Мигаль:
«Нужно обязательно прописывать все инструменты, которые соискатель использовал в работе. Расскажу по секрету: рекрутер ищет резюме по ключевым словам, и, возможно, именно то, что в нём забыли указать, могло стать самым важным фактором для рассмотрения этой кандидатуры. При этом не стоит описывать весь опыт работы начиная с 14 лет. Добавлять нужно только релевантные роли».
❌ Многие используют красиво оформленные резюме с оригинальной вёрсткой: есть мнение, что так кандидат выделится на общем фоне. Да, это действительно привлекает внимание, согласна Мария Мигаль, но в наших реалиях работать с такими файлами трудно. Обычно подобные документы сложно читать, и их не могут обработать системы работы с кандидатами. Шаблонов для таких резюме достаточно в интернете, особенно на иностранных сайтах.
«Не стоит усложнять, пусть это будет PDF с HH.ru, но красивый и аккуратный. Рекрутер скажет спасибо», — говорит эксперт.
❌ Грамматические ошибки тоже всегда привлекают внимание, но, конечно же, в плохом смысле. Рекрутеры редко прощают такие вещи, как «команда 23 чиловека», «юристконсульт», «полюс страхования», «внимтельный к деталям». По опыту, заказчики и рекрутеры редко прощают ошибки в резюме. Проверить текст на ошибки перед публикацией можно в Word — он подчёркивает их красным, или на сайте text.ru. Узнать, насколько текст читаемый, нет ли в нём «воды», можно на glvrd.ru.
Что цепляет взгляд рекрутера
Если специалист по подбору замечает в резюме необходимые ключевые слова и моменты (триггеры), то время на просмотр увеличивается с семи секунд до 15–30.
✅ Валентина Серебряник («Альфа-Лизинг») объяснила, что является универсальными «триггерами»:
- место жительства;
- образование (включая дополнительное);
- отрасль;
- наименования компаний;
- должности;
- стаж на каждом месте работы;
- общий стаж;
- наличие сопроводительного письма;
- последний опыт;
- наличие портфолио (чаще для креативных профессий, например дизайнера).
Если триггеры сработали, то рекрутер начнёт глубже изучать опыт соискателя, достижения и сопроводительное письмо. Если найдутся необходимые параметры, резюме отправят руководителю либо с потенциальным работником свяжется рекрутер.
На сайтах поиска работы существует определённая система, которая разрешает искать резюме по ключевым словам и заданным параметрам. Это могут быть слова из описания вашего функционала, например — «структурирование сделки» или «расчёт графика платежей», работа с «1С», работа в «CRM», «ФСБУ», «переговоры с клиентами» и другое.
«Хотелось бы также отметить, что „ключевые слова“ и „триггеры“ в резюме могут быть разные для одинаковых вакансий в компаниях и подразделениях, — отмечает Валентина Серебряник. — Поэтому особенно важно создавать резюме настолько универсальным, чтобы отразить в нём ключевой опыт и не перегрузить его. Больше шансов у резюме, которое сделано специально под определённую вакансию, ориентируясь на пожелания, описанные в ней. Релевантность опыта в таком резюме может быть максимальной».
🌟 Хорошим способом обратить внимание на свой опыт, не указанный в резюме, является сопроводительное письмо. В нём можно раскрыть детали о себе, которые соискатель не хочет показывать всем работодателям, а также акцентировать внимание рекрутера на важных моментах. Например, человек ищет только удалённую работу, но для компании мечты готов сделать исключение и выходить в офис два раза в неделю.
Или он заметил в описании вакансии основные моменты, которые подчёркивает работодатель. Их можно перечислить в сопроводительном письме, это упростит рекрутеру задачу и повысит шансы соискателя пройти на следующий этап отбора. Переписывать всё, что есть в резюме, не имеет смысла, более того, это раздражает, считает Валентина Серебряник.
❌ Привлекают внимание в плохом смысле перегруженные информацией резюме длиннее двух страниц. Учитывая высокую скорость потока информации в современном мире, такие резюме 99,9% рекрутеров не читают полностью, а выбрать нужную информацию становится сложнее и дольше. Возможность рассказать много интересного о себе будет на собеседовании. Цель резюме — сказать самое важное.
❌ Встречаются и примеры, когда опыт кандидат описывает двумя словами: «старание и выдержка». Это тоже не принесёт результата, так как остаётся догадываться, на чём соискатель специализировался.
❌ «Отталкивает от соискателя пассивная агрессия. Например, когда он пишет: „Я буду разговаривать только с генеральным директором или собственником компании“. После такой фразы ему никто не позвонит», — говорит Валентина Серебряник. Фразы и формулировки порой вызывают ощущение противоречия. Например: «любая работа за деньги», «бешеное желание у вас работать».
Что важно показать в резюме
Среди объявлений соискателей на «Авито» есть такое: «Мне 18, опыта работы никакого нет, если не считать рисования на заказ и росписи одежды». Это пример того, как человек обесценивает свой опыт: он уже работал, у него были заказы, причём в разных областях — но в резюме он говорит, что это всё ничего не стоит. Характерно, что недооценивают себя не только начинающие работники, но и профессионалы. Часто они просто не могут посмотреть на себя со стороны.
Своей историей поделилась со Сравни эксперт по онлайн-продвижению Альфа-Банка Алина Татаринова:
«Несколько лет назад возникло желание сменить работу, однако я не совсем понимала, как это реализовать: обновить резюме, собеседоваться, что-то рассказывать о себе было стрессом. И когда чаша терпения переполнилась, друг мне посоветовал обратиться к кадровому консультанту. Эти специалисты помогают подготовиться к собеседованию, переписать резюме, составить сопроводительное письмо. Рекомендации, которые мне дали, оказались действительно эффективными. Во-первых, помогли мне увидеть себя как специалиста, который имеет ценность, опыт и экспертизу. Во-вторых, понять человека со стороны работодателя, сделать своё резюме читаемым и разборчивым. Пересобрав резюме, я увидела четырёхкратный всплеск его просмотров и буквально за пару месяцев вышла на новое рабочее место с повышением».
Из рекомендаций, которые Алина Татаринова получила от кадрового консультанта, можно выделить следующие:
- Резюме лучше составлять с фото, которое должно быть в деловом стиле. HR-менеджеры выбирают по обложке и смотрят на фото и на самого соискателя.
- В описании желаемой должности можно перечислить все свои козыри, например вы уже более пяти лет работаете в SMM — можно написать об этом в скобках, плюс добавить пять лет в маркетинге. Хорошо указать несколько похожих смежных позиций, так рекомендуют делать для облегчения поиска резюме соискателя.
- Желаемую зарплату лучше не указывать, об определённой «вилке» упомянуть при общении.
- Похвастаться перед работодателями, если довелось работать в крупных компаниях, которые входили в списки и чарты «топ-3», «топ-10» и т. д. Об этом можно упомянуть, даже подсветив в названиях компаний их годовой оборот.
- В описании мест работы лучше всего выглядит структурированная подача данных. В прошлых обязанностях стоит подсветить ключевые моменты. Оптимально выделить по пунктам свои основные функции и достижения. По поводу последнего — уточнить, что удалось качественно и количественно изменить в лучшую сторону, — например, соискатель запустил что-то такое, что сняло с коллег и с него ручную работу. И от этого у всех повысилась эффективность.
Фото в резюме: как не надо
Когда просматриваешь десятки и сотни резюме, то те, в которых есть фото, сразу перетягивают на себя внимание. Получается не всегда хорошо.
Например, встречаются снимки, на которых изображены два человека, а работу ищет один — невозможно разобрать, кто из них соискатель. Или фото не соответствует запросу: мрачный мужчина ищет работу администратором и обещает приветливость, а юная девушка хочет работать официанткой, но фотографируется на фоне кровати. Кстати, постельных фотографий довольно много, и не только у девушек. Например, на «Авито.Работа» нашлось следующее резюме: мужчина, 40 лет, без опыта работы, ищет «любую работу», фото — в кровати, на подушке.
Опрошенные Сравни рекрутеры не рекомендуют ставить на резюме общие фото (с супругой, детьми), чужие снимки или фотографию, сделанную много лет назад. Не нужно прикреплять к резюме снимок с неуместным фоном или одеждой — например, фото мужчины 45 лет с сигаретой во рту.
Цитаты из резюме: готовые анекдоты
Некоторые резюме составлены кратко и с талантом. Они сразу привлекают внимание.
Из описаний резюме, которые размещены на «Авито.Работа» в середине июня 2024 года:
😝 «Я выносливый человек, могу работать только до конца июня».
😃 «Девушка, 20 лет, ищу работу — гений, миллиардер, филантроп».
😁 «Пунктуальная, могу даже за полчаса прийти, за 10 минут, но прихожу не позднее начала работы».
😈 «По-доброму общаюсь с покупателями, иногда вспыльчивая, но это бывает нечасто».
😰 «Два высших образования: маркетинг и юриспруденция. Опыт работы: администратор на автомойке».
🥹 «Работал много, много профессий поменял. Всё».
🤗 «Физически крепкий, активный, с руками, так сказать».
Неприятность для соискателей в том, что специфические формулировки могут отталкивать, а у откровенности должен быть предел.
Советы психолога
✅ Составить резюме, которое точно заметят, помогут пять простых принципов. О них рассказала Сравни практикующий психолог, кандидат экономических наук Екатерина Каталина.
- Чёткая структура. Информацию важно излагать последовательно: потенциальному работодателю нужно понимать ход мысли кандидата.
- Краткость: для хорошего резюме не нужно писать мемуары. Достаточно двух страниц.
- Конкретные навыки. Например, работу ищет стоматолог, он регулярно посещает семинары, где ведущие специалисты описывают новые медицинские технологии. Стоит уточнить, какие это семинары, какие именно технологии доктор научился там применять, сколько таких мероприятий посетил.
- Небанальные описания. Да, нанимателям нужен «коммуникабельный», «ответственный» и «стремящийся к саморазвитию» сотрудник. Но если соискатель стремится к саморазвитию, об этом лучше написать на основе своего опыта. Например, он устроился в кофейню бариста, а через три месяца смог стать администратором. При этом внедрил в меню новые позиции и обучал новых сотрудников. Такое конкретное описание расскажет о соискателе гораздо больше, нежели дежурная фраза «я стремлюсь к развитию».
- Не стоит усложнять текст множеством терминов, «умных» фраз, вводных конструкций. Резюме должно быть честным, искренним, при этом чётким и понятным рассказом о себе.
Многие рекрутеры рассказали Сравни, что они рекомендуют кандидатам быть честными — писать о себе, рассказывать о своих увлечениях (разумеется, кратко), о том, чего они ищут сейчас. Всегда приятно, когда кандидат — это не просто набор ролей, а живой человек.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной