Выступление Виталия Чугаева на кейс-конференции "Цифровизация транспорта 2024" вызвало большой интерес среди участников. Виталий поделился своими практическими решениями по преодолению проблемы дефицита водителей в транспортной отрасли. Смотрите полное выступление Виталия Чугаева на youtube. Далее приведем основные тезисы этого кейса.
О спикере
Виталий Чугаев обладает более чем 12-летним опытом работы в отрасли. В текущий момент занимает должность директора по транспорту в компании Автолайф (более 450 ед. техники).
Проблема дефицита водителей
Дефицит водителей в транспортной отрасли напрямую влияет на эффективность работы компаний. Виталий начал свою презентацию с показа ролика, в котором было продемонстрировано ЧП в Санкт-Петербурге. После падения автобуса в реку появилась информация, что водитель работал сверхурочно и мог попросту уснуть за рулем.
Причины и последствия дефицита водителей
Основная причина возникновения потребности в водителях - это не столько нехватка специалистов на рынке, сколько отсутствие планирования их работы. Часто водители вынуждены трудиться без отпусков и выходных, что приводит к их переутомлению и нежеланию продолжать работу. Это влечет за собой увеличение простоев и снижение эффективности работы транспортных компаний.
По словам Виталия Чугаева до внедрения системы планирования начальники колонн отправляли водителей в рейс в надежде, что сотрудник никогда не запросит пересменку. А когда дальнобойщик все же хотел взять выходной, приходилось заниматься “тушением пожара” - искать подменных водителей в кратчайшие сроки.
Варианты графиков планирования
Индивидуальное закрепление автомобиля за водителем
Этот метод предполагает, что конкретной фурой всегда управляет один и тот же водитель. Такой подход может быть эффективен для небольших компаний (до 10 ТС), но не для для перевозчиков с большим парком.
Экипажи
В данном случае на одном автомобиле работают два или более водителя. Это позволяет снизить нагрузку на каждого водителя и уменьшить время простоя автомобилей.
Подменные водители
При этом подходе водитель работает несколько месяцев, после чего берет отпуск, а его место занимает подменный водитель. Однако этот метод также имеет свои недостатки, так как начальникам колонн приходится в срочном порядке искать замену, что может привести к найму неподготовленных водителей.
Оптимизация графиков
Виталий предложил решение проблемы через оптимизацию графиков сменности. В его компании применяется долгосрочное планирование графиков на год вперед. Это позволяет заранее определить потребности в водителях и своевременно предоставлять информацию отделу управления персоналом для набора водителей.
Долгосрочное планирование устраняет проблему дефицита водителей на 90%. Сотрудники получают заранее составленные графики. После внедрения такой системы компании Автолайф удалось сократить простои транспорта на 24%.
Переход к цифровым решениям
Первоначально планирование велось в блокнотах и таблицах Excel. Однако со временем стало очевидно, что такие методы не позволяют эффективно анализировать и контролировать работу водителей. В компании было принято решение внедрить IT-решение, которое позволило улучшить управление и планирование.
Использование системы CARGO.RUN автоматизировало работу и обеспечило прозрачность данных. Начальники колонн и логисты видят графики сменности в режиме реального времени, что позволяет эффективно управлять процессом и планировать пересменки водителей.
Преимущества цифрового решения
С внедрением CARGO.RUN транспортная компания Автолайф получила возможность:
- видеть отчетность по каждому месяцу;
- анализировать и планировать смены водителей;
- обеспечивать водителям возможность запрашивать пересменки через мобильное приложение;
- сократить простои транспорта за счет эффективного планирования.
Предлагаем посмотреть ролик, чтобы увидеть, как в системе осуществляется долгосрочное планирование смен.
Заключение
Опыт компании Виталия Чугаева показывает, что долгосрочное планирование графиков водителей действительно возможно и эффективно. Несмотря на первоначальные трудности и скептицизм со стороны водителей и начальников колонн, внедрение системы планирования позволило значительно улучшить эффективность работы компании и решить проблему дефицита водителей.