7 сентября 1945 года в Берлине прошёл военный парад в честь окончания Второй мировой войны. Именно в тот день пред глазами представителей западных союзников предстал новейший советский тяжёлый танк ИС-3. Как утверждают многие историки, «тройка» произвела на всех присутствующих огромное впечатление, а впоследствии оказала немалое влияние на танкостроение во всем мире. Сложно, конечно, сказать за весь мир, но многие советские танки и в самом деле имеют схожую с ИС-3 приземистость и округлость форм у башен.
Создавался ИС-3 в противовес немецким тяжёлым танкам «Пантера» и «Тигр», и на момент начала серийного производства имел неоспоримое преимущество перед бронированными боевыми машинами, выпускающимися в других странах. Однако повоевать против немецких Panzerwaffe ему не довелось. Хоть официально ИС-3 поставили на вооружение танковых частей РККА ещё в марте 1945-го., но первая партия машин была выпущена только в мае.
Впрочем, некоторые источники, включая достаточно авторитетные (Лыков, Иван Семёнович «В грозный час» и Вишняков, Василий Алексеевич «Танк на пьедестале»), утверждают, что в битве за Берлин данные танки участие принимали. Другие же идут ещё дальше, рассказывая, что одна из машин даже была подбита фаустпатроном. Однако документальных подтверждений этим утверждениям и рассказам не имеется. Также нет доказательств и того, что ИС-3 участвовали в Маньчжурской операции против Квантунской армии в августе 1945-го.
В более-менее реальных боевых действиях «тройки» поучаствовали только через 11 лет после окончания Второй мировой. И это был единственный раз боевого применения ИС-3 советскими войсками. Тогда контингенту Советской армии (Особый корпус вооруженных сил СССР в Венгерской Народной Республике) пришлось подавлять вспыхнувший в Будапеште мятеж. Противостояние длилось почти 3 недели (с 23 октября по 11 ноября). Но проявить себя ИС-3 в этой операции не смогли. Тяжёлые машины без должного подкрепления в условия уличных боёв оказались малоэффективны. Несколько ИСов тогда было подбито. Их просто забросали гранатами и коктейлями Молотова из окон верхних этажей зданий.
Следующей войны ИСам пришлось ждать ещё 10 лет. И воевали они уже не под советским флагом. В 1955–1956 гг. полсотни единиц ИС-3 были поставлены в Арабскую Республику Египет. Ещё 60 единиц, но уже модернизированных ИС-3М поступило туда же в течение 1962–1967 гг. Именно эти машины приняли участие в Шестидневной войне Израиля против ряда арабских государств (включая Египет). Конфликт закончился в пользу еврейского государства. А египетская армия потеряла практически все свои ИСы. Неповоротливая и устаревшая к тому моменту машина, не слишком хорошо приспособленная к условиям боев в жарком, пустынном климате, значительно уступала более современным и манёвренным «Центурионам» (Centurion, A41 – Великобритания) и М48 (Patton III – США), которые стояли на вооружении армии Израиля. Дополнительным минусом стала низкая скорострельность и небольшой боекомплект советской машины. Этот танк мог выпускать не более 3 снарядов в минуту, а всего таковых на борту было 28 шт. (для сравнения: боекомплект М48 составлял 60 снарядов). Утверждают, что свою роль тут сыграла ещё и слабая подготовка египетских танкистов и их низкий моральный дух. Именно поэтому они с лёгкостью бросали даже исправные машины. По разным данным израильтянам достались от 30 до 40 готовых продолжать бой ИС-3. Кстати, эти трофейные танки ещё несколько лет активно эксплуатировались. Правда, уже не на полях сражений, а преимущественно в качестве тягачей.
Любопытно, что в Шестидневной войне участвовали также подразделения армии Ирака и Сирии. В эти страны Советский Союз тоже передавал ИС-3. В Ирак ушло 25 единиц боевых машин, а в Сирию – 35. Было это в 1959–1961 гг. Однако об участии «троек» этих стран в арабо-израильском
конфликте 1967 года информация отсутствует. Также неизвестно, удалось ли ещё повоевать ИСам, оставшимся в Египте. Есть мнение, что они присутствовали на полях сражений во время войны Судного дня в 1973 году. Но мнение это ничем не подкреплено.
Ряд источников (в частности Чубачин, Александр Васильевич «Тяжёлый советский танк ИС-3/ИС-3М») утверждает, что ИС-3, в количестве двух полков, в 60-х годах стоял на вооружении армии Северной Кореи. Так и это не доказано. Официально Союз в Корею данные танки не поставлял. Зато в 1955–1958 гг. 200 машин уехало в Китай. Именно оттуда ИС-3 и попали в КНДР. А вот что делали эти машины на территории КНР или на Корейском полуострове – теперь уже вряд ли станет известно.
Так почему же вроде неплохой танк, поступивший в серию в 1945 году, уже летом 1946-го был снят с производства. Всё просто: недостатки, которыми он страдал, в поствоенное время не было смысла исправлять. Проще было сконструировать и отправить в серию новую машину.
А недостатков было немало. ИС-3 сохранил множество «детских болезней» своего предшественника – ИС-2. А «до кучи» получил и новые: быстрый износ двигателя, проблемы с рядом элементов бронированного корпуса, ненадёжная коробка передач и т.д., и т.п. Если бы война продолжалась, на это можно было бы закрыть глаза. Во время боевых действий срок службы танков и так не слишком велик. Но в мирное время дорабатывать данную машину было не выгодно во всех отношениях.
Вот и отправлялись уже построенные ИС-3 в отдалённые гарнизоны и в качестве помощи не слишком близким союзникам. А часть вообще была передана городам и посёлкам для установки на постаменты, как память о Великой Отечественной войне.
Впрочем один такой памятник успел повоевать уже в XXI веке. Случилось это 2014 году во время войны Украины с Донецкой Народной Республикой. Тогда народные умельцы из Константиновки сумели завести стоявший в городе в качестве памятника ИС-3 и 30 июня отправили его в бой в район посёлка Ульяновка. Правда, танковое орудие использовать у ополченцы не получилось, на танк смогли установить лишь пулемёты. Впрочем, уже в середине июля музейный экспонат достался противнику. Так что и тут ИС-3 долго не повоевал.