Пётр Елисеевич был садовником у графа Николая Петровича Шереметева. Однажды в канун Рождества он удивил графа и его гостей свежей земляникой. Это было необычное угощение для зимы, и гости были в восторге от такого сюрприза.
Граф был поражён талантом Петра Елисеевича и решил отблагодарить его. Он спросил, чего бы Пётр хотел в награду. Пётр сказал, что хотел бы посмотреть мир и жить в большом городе и попросил отпустить его.
Существует легенда, что Пётр был крепостным крестьянином и граф подписал ему вольную, но это не так. Историки утверждают, что Пётр Касаткин, будущий купец Елисеев, был из экономических (вольных крестьян). Граф сдержал обещание и отпустил Петра и его жену, а также дал им 100 рублей подъёмных.
Пётр Елисеевич - основатель торговой династии Елисеевых
Эти деньги стали стартовым капиталом для Петра Елисеевича. Он приехал в Петербург, купил мешок апельсинов и начал торговать ими поштучно с лотка на Невском проспекте.
Торговля пошла бойко и прибыльно, Пётр быстро заработал деньги и смог открыть свою лавку. Уже через 5 лет он вошел в состав купеческого сословия, записавшись Петром Елисеевым.
Его первый магазин располагался в доме ярославского купца Котомина на Невском проспекте, 18. Позже этот дом стал известен благодаря знаменитой кондитерской «Вольфа и Беранже».
Пётр Елисеевич не обучался искусству мерчандайзинга, но витрины его магазинов всегда были оформлены идеально. Качество предлагаемых товаров было на высоте: фрукты даже с малейшим изъяном сразу отправлялись на съедение приказчикам.
А если покупатель приобретал рыбу, то мог принести на следующий день кости. Их взвешивали и возвращали покупателю разницу в цене.
Помимо фруктов и рыбы, Елисеев торговал вином и колониальными товарами: чаем, рисом, кофе и пряностями.
Особенно преуспев в продаже вина, Пётр Елисеевич решил сосредоточиться на этом направлении. Он наладил сотрудничество с крупными европейскими поставщиками и виноделами, арендовал склады рядом с портом на Стрелке Васильевского острова и в начале 1824 года открыл магазин заморских вин на углу Биржевой линии и Биржевого переулка. Это стало важной вехой в развитии торговой империи Елисеевых.
Однако через год Пётр скончался и дальше бизнес развивался уже без его участия. Дело продолжили его вдова Мария Гавриловна и сыновья Сергей, Григорий и Степан.
Братья Елисеевы
Когда семейным предприятием руководили Мария Гавриловна и её старший сын Сергей Петрович, торговля шла в соответствии с принципами, заложенными основателем фирмы. Развитие шло медленно, но стабильно.
Однако всё изменилось, когда в 1858 году компанию возглавил средний сын Григорий Петрович. Он начал активно расширять бизнес. Первым делом был создан торговый дом «Братья Елисеевы» с начальным капиталом около 8 миллионов рублей. Тогда же компания приобрела пароход «Александр Второй», который стал частью торгового флота, состоявшего из трёх парусных судов.
В 1860-х годах компания "Братья Елисеевы" купила здания в Биржевом переулке, где построила уникальный складской комплекс для хранения вин, не имевший аналогов в России. Длина винных погребов Елисеевых превышала один километр. В них были установлены большие бочки на 700 вёдер, в которых вино дозревало до готовности. При этом каждый сорт вина хранился в отдельной комнате, что положительно сказывалось на качестве продукции.
Григорий Петрович также купил соседние здания на Биржевой линии. Одно из них он переделал под главный офис (дом №14), а в другом поселился со своей семьёй (дом №12).
Его брат Степан Петрович выбрал место для своего дома напротив первого магазина Елисеевых — он купил дом Чичерина на углу Невского проспекта и Мойки (Невский проспект, 15).
Из окон его квартиры открывался прекрасный вид на Строгановский дворец.
Григорий Петрович Елисеев: статус Поставщика двора Его Императорского Величества
Бизнес Елисеевых быстро развивался. Со временем масштабы их деятельности позволили им приобретать целые урожаи из основных винодельческих регионов Европы и предлагать покупателям уникальные товары.
Благодаря этому они получали золотые медали за свои вина на престижных европейских выставках, а в 1874 году Александр II присвоил им статус «Поставщика двора Его Императорского Величества». Для торговцев вином это было особенно ценно, поскольку защищало их от… подделок. Фальсификация вина в стране считалась незначительным нарушением, но подделка двуглавого орла, который был размещён на товарах поставщика императорского двора, рассматривалась как серьёзное преступление против государства!
К 1896 году Елисеевы контролировали почти 28% российского рынка импортного вина, 15% сыра и 14% прованского масла. Торговые точки их сети были открыты не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Киеве, а представительства компании располагались в ключевых винодельческих регионах Европы. Кроме того, Елисеевы инвестировали средства в доходные дома и другие сопутствующие направления бизнеса.
Однако к тому моменту число активных участников семейного торгового дела значительно сократилось. После смерти Степана Петровича в 1879 году его единственный сын Пётр перешёл из коммерческой сферы в финансовую. А спустя четыре года после кончины Григория Петровича в 1892 году, его старший сын Александр последовал примеру двоюродного брата и тоже оставил торговлю, став впоследствии влиятельным банкиром.
С тех пор руководство торговой империей взял на себя младший сын Григория Петровича — Григорий Григорьевич.
Григорий Григорьевич Елисеев: "Храм обжорства"
Григорий Григорьевич, младший сын Григория Петровича, в 1901 году открыл на главной улице Москвы магазин небывалой роскоши, который Владимир Алексеевич Гиляровский метко назвал «храмом обжорства».
А спустя два года в Санкт-Петербурге, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, появилась флагманская розничная точка компании. Этот магазин поразил современников не только своим внутренним наполнением, но и прогрессивной архитектурой в стиле «купеческого модерна», которую блестяще воплотил «корпоративный» архитектор Георгий Васильевич Барановский.
Модель продвижения этого магазина актуальна и сегодня и может служить примером для современных маркетологов. Привлекательная архитектура здания работала как наружная реклама, а наличие «якорного арендатора» — театра — обеспечивало дополнительный поток посетителей.
Григорий Григорьевич Елисеев: любовь, трагедия и распад империи
Григорий Григорьевич Елисеев был амбициозным человеком и задумывался о том, чтобы превратить семейный бизнес в транснациональную компанию, рассматривая американский континент как перспективное направление. Однако трагические события, произошедшие в его личной жизни ещё до революции, поставили под сомнение будущее предприятия как семейного дела.
В 1913 году 49-летний Григорий Григорьевич увлёкся Верой Фёдоровной, женой владельца ювелирных лавок Васильева, которая была на два десятка лет моложе его. Между ними завязался роман, о котором узнала жена Григория Григорьевича, Мария Андреевна. Они прожили вместе 30 лет, и у них было шестеро детей (не считая двух сыновей, которые умерли в младенчестве). Мария Андреевна происходила из семьи знаменитых купцов-пивоваров Дурдиных и знала себе цену.
Когда муж попросил развод, она отказалась. Однако Григорий Григорьевич заявил, что это его не остановит, и продолжил роман. Мария Андреевна впала в депрессию и после двух неудачных попыток покончила жизнь самоубийством в октябре 1914 года. Григорий Григорьевич даже не пришёл на её похороны и через три недели женился на Вере Фёдоровне.
Такое поведение Григория Григорьевича шокировало не только общественность, но и всех его детей. Ему и раньше не удавалось заинтересовать их семейным бизнесом, а после этих событий они окончательно отвернулись от отца, отказались от наследства и от потомственного дворянского титула, который Григорий Григорьевич получил за свою благотворительность.
С ним осталась только младшая дочь Маша, но и её он не смог удержать.
Старшие братья Маши придумали хитрый план. Когда сестра с охраной возвращалась в экипаже из гимназии, они подговорили одного из извозчиков инсценировать ДТП. Охранники отвлеклись, и братья смогли забрать Машу и спрятать её в парадной ближайшего дома, где их ждал адвокат. Мария сделала официальное заявление о том, что уходит от отца.
После того как Григорий Григорьевич потерял свою младшую дочь, он утратил интерес к жизни. Он доверил управление семейным предприятием наёмным управляющим и в 1915 году покинул страну навсегда, переехав во Францию. После его ухода от дел империя Елисеевых утратила былое могущество и в 1917 году окончательно распалась.
Судьба детей Григория Григорьевича, многие из которых так и не смогли простить отца, была полна драматизма. Его сын Пётр в ноябре 1916 года оказался втянут в скандал. Проиграв в карты 96 000 рублей, он получил предложение от неизвестного человека за 100 000 рублей заключить фиктивный брак.
Пётр Григорьевич согласился, и через два дня они с Зинаидой Рашевской, ожидавшей ребёнка от великого князя Бориса Владимировича, обвенчались в Пантелеймоновской церкви. Позже Зинаида Рашевская расторгла этот брак и в эмиграции стала морганатической супругой великого князя. А Пётр Григорьевич, оставшийся в России, в 1934 году был отправлен в Уфу, затем осуждён по статье «контрреволюционная деятельность и агитация» и расстрелян.
Та же участь постигла и его старшего брата Григория, который к 30-м годам стал выдающимся хирургом.
Наиболее удачно сложилась судьба Сергея Григорьевича Елисеева, который в 1920 году уплыл на лодке в Финляндию. Всю жизнь он занимался наукой во Франции и США и даже основал американскую школу японоведения.
А младшая дочь, Мария Григорьевна, осталась в Советской России. Она прожила долгую жизнь в коммунальной квартире и работала водителем…
В то время как многие исторические здания Санкт-Петербурга со временем меняли своё назначение, судьба Елисеевского магазина сложилась иначе — он всегда оставался магазином. И сегодня его торговые залы выглядят так же, как и в 1902 году, когда магазин впервые открыл свои двери для покупателей.
Посетив Елисеевский магазин, я захотела глубже изучить историю его основания и судьбу братьев Елисеевых. Я собрала все сведения воедино и изложила их в этой статье. Если дочитали до конца, буду признательна за лайк