Возвращаюсь к основной теме канала и подписчикам-инвесторам. Итак, я бросила себе вызов: разобрать компанию, к чьему продукту неровно дышу.
Да, я люблю кикшеринг (аренду самокатов) и считаю его прекрасным, он мне помогает обходиться в городе без автомобиля и существенно экономить время и деньги. Нравится мне это даже несмотря на неадекватов, которые гоняют и нарушают ПДД — их я не люблю и считаю справедливым ужесточение штрафов.
Единственное, что отмечу как инвестор сразу — у компании потрясающий сайт: всё было очень удобно найти, все документы на месте. Лепота!
Теперь прекращаю отвлекаться, начинаем обзор компании. Буду краткой, насколько это возможно в обзоре.
Дисклеймер: всё сказанное далее не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией (ИИР).
ПАО «ВУШ Холдинг»
Общие сведения по компании
Компания работает с 2018 года, модель B2C (бизнес для потребителя), зарегистрирована в России, резидент Сколково. За 5 лет компания от стартапа пришла к статусу международной компании — почти единорог, не иначе.
Единорогами называют стартапы, получившие рыночную оценку стоимости в размере свыше 1 миллиарда долларов США.
Состав акционеров слабо примечателен, но пока тут хорошо, что доля государства ноль, что положительно сказывается на развитии компании.
По структуре компания выглядит так: есть холдинг, акции которого мы покупаем, но основной парк самокатов лежит на первом ООО. В целом, выбор такой структуры понятен: помимо основной компании у них есть ещё и франшиза.
Компания разработала собственный IoT-модуль, облачную платформу и приложение. Это позволяет обслуживать парк самокатов размером 149 тысяч штук и постоянно расширяться.
Моё айтишное уважение.
Дивидендная политика
Положение о дивидендной политике компания приняла в 2022 году. По этому положению компания намерена обеспечивать стабильные выплаты дивидендов.
Первая и пока единственная выплата была за 9 месяцев 2023, которая составила 10,25 рублей на акцию (доходность 4,4%). Это с одной стороны мало, а с другой — стабильными дивидендами не могут похвастаться наши голубые фишки из-за санкций. Whoosh только недавно вышел просто на рынок и уже старается платить. Это хороший признак того, что компания уверена в прибыльности своей модели.
Процент выплаты от чистой прибыли определяется по результатам МСФО, сам критерий оценки чист как капля росы: определяется показатель «Чистый долг / EBITDA» на последнюю отчетную дату консолидированной отчетности.
А дальше чистая математика.
- «Чистый долг / EBITDA» < 1,5x ➡ выплата 50%
- 1,5x ≤ «Чистый долг / EBITDA» < 2,5x ➡ выплата 25%
- «Чистый долг / EBITDA» ≥ 1,5x ➡ выплата не осуществляется.
Но, как мы помним, выплата дивидендов зависит от совета директоров и решения акционеров на собрании, так что тут нет никогда гарантий.
Обратный выкуп акций
Он же байбэк Whoosh проводит по заявленной программе для мотивации сотрудников до 31 мая 2025 года. В структуре акционеров они обозначены как казначейские акции (находятся в их собственности).
Обратный выкуп составляет 1,5 млн акций, что в общем количестве составляет 1,3% (111,4 млн штук итого). Это мало влияет на ликвидность акций на фондовом рынке.
Финансовые и операционные результаты Whoosh
За 2023 год результаты следующие.
🟩 Выручка 10,73 млрд руб. (+70.59 % к 2022)
🟨 Чистая прибыль 1,94 млрд руб. (+137.59 % к 2022, но +7.8 % к 2021)
🟥 Чистый долг 7,54 млрд руб. (+161.8 % к 2022)
Таким образом, показатель «Чистый долг / EBITDA» составляет 1.68х, что подпадает под выплаты дивидендов в размере 25% от чистой прибыли.
Однако, не факт, что мы эти дивиденды в этот раз увидим.
Когда Whoosh объявит решение по дивидендам за 2023 год?
Собрание акционеров будет 28.06.2024 проводиться в заочном формате.
Пока что я ожидаю, что выплат дивидендов не будет, поскольку 21 мая 2024 совет директоров рекомендовал не выплачивать финальные дивиденды за 2023 год и вернуться к этому вопросу в 4-м квартале. Посмотрим, что скажет собрание акционеров 28 июня, но редко собрание акционеров действует вопреки рекомендации.
Тем более, что компании нужно платить по облигациям и продолжать расширять парк самокатов.
Какие есть риски для компании Whoosh?
Пройдусь по самым очевидным.
- Самокаты и запчасти привозят из Китая, в текущих условиях санкций логистика сильно сложнее. Часть комплектующих они локализовали, что снизило затраты на покупку новых и ремонт, но самокаты у нас все равно пока не делают.
- Бизнес сезонный, с октября по апрель спрос сильно ниже. Сейчас это пытаются решить через расширение рынка в странах СНГ и Южной Америки (пилоты в Чили и Бразилии).
- За долю на рынке борются многие компании (из крупных - Urent, Yandex), поэтому нет гарантий сохранения лидерской позиции.
- Сейчас компания продолжает расширяться, поэтому наблюдается постоянный отрицательный денежный поток (на конец периода остается меньше денежных средств, чем было в начале). Это риск банкротства.
- Правовая база только формируется. Компания активно участвует в проектах развития городской инфраструктуры и вводит ограничения. Но не исключено, что объем запретов может вырасти.
Моё резюме по Whoosh
Здесь я выскажусь с двух позиций: как инвестор и как пешеход.
Как инвестор я считаю, что у компании есть большой потенциал. Они очень вовремя зашли на рынок и быстро заняли лидирующую позицию. Причем я не заметила у них агрессивной рекламы, только интеграции с блогерами (например, с PITERVILLE, самокатный этикет просто пушка).
Им вообще достаточно просто иметь самокаты в точке доступа и работающее приложение, чтобы финансовая модель работала. С учетом операционных показателей, я настроена скорее позитивно. Даже если дивиденды не выплатят.
Поскольку акции компании включены в реестр инновационных компаний, есть при продаже льгота (освобождение от НДФЛ), если владели акциями больше 1 года. Еще один плюс.
Как пешеход довольна работой компании в сфере развития инфраструктуры и безопасности. Они активно сотрудничают с муниципалитетом и продвигают идеи развития СИМ. В том числе, с их участием наконец-то стали появляться велосипедные дорожки много где. Я теперь от своего дома до работы могу на велосипеде доехать спокойно.
В то же время они борятся с нарушителями ПДД. Например, стали приходить штрафы тем, что катается по пешеходным перехода и ездит вдвоем. До идеала далеко, но полностью от дураков никогда не уйти.
Тот же Делимобиль постоянно страдает от действий шашечников и угонщиков. Стал ли от этого каршеринг злом? Конечно, нет. Просто есть мерзкие люди, которые всё портят.
Подводя итог, я считаю, что самокаты с нами теперь очень надолго, поэтому это нужно просто принять. И раз уж компания так удачно заняла позицию лидера, почему бы не инвестировать.
Лично я акции этой компании держу на своём ИИС еще с тех времен, когда они стоили 200 рублей за штуку и докупаю на просадках. И буду продолжать докупать, поскольку мне нравятся и результаты, и сам сервис.
А вы что думаете? 🦆
Спасибо, что дочитали до этого места! Если вам понравилось и хочется меня поддержать, поставьте лайк и напишите комментарий. Если было полезно и хочется сделать больше, вы можете кинуть монетку в мой пруд по этой ссылке.
Я пишу про инвестиции и свой путь к капиталу в 30 миллионов рублей, узнать об этом можно в навигации. Информация обо мне есть в этой статье.
Конструктивная критика и идеи приветствуются в комментариях.