На рынке съёмного жилья есть две большие проблемы. Во-первых, есть квартиранты, которые нарушают свои обязательства, портят имущество, ведут неадекватно. Во-вторых, есть собственники, которые считают, что гиперопека нанимателей допустима. Про неадекватное поведение квартирантов было много написано на канале, а эту публикацию мне хотелось бы посвятить тому, что наболело на душе у жильцов.
Для чего снимают квартиры нормальные люди? Не для того, чтобы бесконечно общаться с собственником или жить как на вулкане, а для того, чтобы было стабильное и спокойное место для жизни.
Безусловно, арендным бизнесом надо постоянно заниматься. Но если вы сдаёте квартиру больше 10 лет, и у вас никто не жил хотя бы 2—3 года, то стоит задуматься, а не слишком ли вы усердствуете?
В чём может проявляться чрезмерное усердие собственника?
- В тотальном контроле. Что только не делают собственники. Кто-то даже ставит камеры при входе. Да, бесспорно, что в этом случае вы поймаете лишнего постояльца, но также в этом случае от вас будут убегать и нормальные жильцы. Тотальный контроль неприятен для всех.
- В инициировании общения на темы, не связанные с вопросами найма. Помните, что квартиранту неинтересно общаться с собственником на какие-либо посторонние темы. Ну неправильно знать всё о личной жизни своего постояльца.
- В сложности исполнения договора (назойливости). Договор найма должен быть максимально простым для жильца. А бывает так, что квартирант должен каждую неделю что-то делать: то передать счётчики по воде, то по электричеству, то забрать квитанции и передать их копию, то оплатить консьержке, то оформить пролонгацию найма, так как договор подписывался на 2—3 месяца, то полить цветы, то ежемесячная встреча, то забрать бюллетени по голосованию и передать их, то собственнику надо что-то закинуть на квартиру... И так далее.
- В частом пересмотре цен (в отсутствии стабильности). Я не спорю, что цены растут, что иногда надо их повышать... Но обычно это делается при пролонгации договора (раз в 11 месяцев). А вот если вы через пару месяцев после заезда начинаете разговор об изменении цены, то желание снимать у вас резко поубавится. Жильцу нужна стабильность.
- В нарушении собственником положений договора найма. Пожалуй, грубейшим нарушением является посещение квартиры без согласования с нанимателем.
- В мелочности. Например, собственник в Москве сдаёт квартиру бизнес-класса или выше. Наниматели соответствующие, а собственник начинает ежемесячно делать расчёты по потреблённой воде, гоняя по 200—300 рублей туда-сюда.
- В отсутствии лёгкости в общении, в скандальности. Бывают ситуации, что квартирант на протяжении длительного времени платил, как швейцарские часы. Но все мы люди, может случиться всё что угодно: человек попал в больницу, умер кто-то близкий, авария и так далее. Вместо того чтобы просто вежливо поинтересоваться, ряд собственников начинают разборку. Ну и зачем такой собственник нужен нанимателю?
Чтобы порекомендовал я. Дорогие собственники, помните, что одним из ключевых факторов долгосрочного проживания жильцов являются нормальные деловые отношения с нанимателями. У меня был случай, когда я передал объект, а в результате прикормленный годами квартирант съехал из-за того, что его просто замучили.
Есть одно незыблемое правило. Позитивные квартиранты хотят иметь дело с позитивными собственниками.
Бесспорно, что контроль и порядок должен быть, но во всём нужна золотая середина. Я бы рекомендовал следовать следующим правилам:
1. При отсутствии аварийных ситуаций не общайтесь с жильцом чаще, чем раз в месяц.
2. Будьте позитивны и не инициируйте скандалы.
3. Выполняйте свои обязательства.
4. Не мелочитесь.
5. Не надо давить и заниматься воспитанием жильцов. Это всё равно бессмысленно. Не нравится жилец? Выселяйте!
В конце статьи хотелось бы обратиться к квартирантам. Ваш опыт будет бесценным для данной публикации. Расскажите, а покидали ли вы квартиру из-за поведения собственников? Расскажите о своей истории в комментариях.
P.S. Традиционная аналитика рынка. Количество сдающихся квартир в Москве по данным Циан на 10.07.2024г. — 12,8 тысяч квартир.