Найти в Дзене
Софья@ПетербургиЯ

Не трон Павла I привлек моё внимание в Верхней тронной, а уникальные гобелены. Откуда они появились в Гатчинском дворце?

Оглавление

Рассказать о всех залах Гатчинского дворца у меня вряд ли получится, так что я вам покажу те, которые понравились мне, которые произвели впечатление.

Верхняя тронная Павла I

Оказывается, в Гатчинском дворце, да думаю, что не только в этом дворце, существовало несколько тронных комнат.

Тронные комнаты предназначались для приема послов и гостей, здесь же Павел I устраивал аудиенции.

Так, в Гатчинском дворце при Павле I было целых 4 тронных комнаты. И самой величественной была как раз вот эта, Верхняя тронная.

Почему мне запомнился этот зал?

Посмотрите на гобелены! Я, конечно же, «прочувствовала» важность тронной комнаты, но мой женский взгляд привлек не трон, а именно они – гобелены.

-2

Когда-то Павел I с женой путешествовал по Европе (тайно, они тогда представлялись как семья Северных), и будучи в Париже император, на тот момент он был еще великим князем, получил в подарок от короля Франции Людовика XVI эти самые гобелены, которые изготовлены на Королевской мануфактуре.

У гобеленов, как и у картин, есть названия: «Зебра» и «Двое слуг несут вождя».

-3
-4

Над камином гобелен «Церера».

Гобелены представлены не только в этом зале, но о них я расскажу в следующих статьях.

Довольно интересный сюжет, я уже не говорю о качестве исполнения, он великолепен! Но, как появилась идея создать на такую тему гобелен?

Нидерландский аристократ Й.-М. Нассау-Зиген в далеком 1637-1644 гг. и художники Альберт Энхаут и Франс Пост совершили путешествие по нидерландским колониям в Африке и Южной Америке.

Художники на основе увиденного написали картины, изображающие флору и фауну тех земель. Эти картины они подарили королю Людовику XIV. А уже на основе этих картин Королевская гобеленовая мануфактура изготовила 8 гобеленов:

  • Полосатая лошадь (зебра),
  • Два быка,
  • Слон или лошадь буланой масти,
  • Индийский охотник,
  • Битва зверей,
  • Король, несомый двумя маврами,
  • Пятнистая лошадь или Индиец на лошади,
  • Рыбаки.

Сегодня вся эта серия находится во дворце Великого магистра ордена Св. Иоанна Иерусалимского на Мальте.

Как же тогда объяснить наличие гобеленов в России в Гатчинском дворце?

Еще в 1730 году эти гобелены решили повторить, согласитесь, красота такая, что можно было сделать не только одну копию, что кстати и было сделано позже.

Картоны, по которым изготавливали гобелены были уже в таком плохом состоянии, что пришлось заказать новые. Заказали их художнику Франсуа Депорту, который внес некоторые изменения в картины.

На основании этих изображений и были созданы гобелены, которые мы сегодня видим в Гатчине.

-5
-6
-7

Кстати, один из вариантов гобеленов серии «Новых Индий» есть в Праге в Архиепископском дворце на Градчанах и тоже в тронном зале, но здесь тронном зале архиепископа. Архиепископский дворец — это не музей и туристам туда не попасть, а вот в наш гатчинский дворец пожалуйста. 

Так что, когда будете в этом зале, рассмотрите гобелены и прочувствуйте их историю.

Основные экспонаты этого зала в годы Великой Отечественной были спасены – их успели эвакуировать. На сайте гатчинского дворца говорится, что ценности вывезли тогда в город Сарапул. Сам же дворец тогда сильно пострадал.

Как же смогли восстановить его?

Ведь надо знать, как он выглядел. И здесь мне хочется рассказать на примере Тронной комнате о художнике Эдуарде Гау и заодно показать его рисунок этой комнаты примерно 1874 года.

Посмотрите, как деликатно восстановили гатчинский дворец и как он выглядит в наше время.

Гау приехал в Гатчину в 1870 году, ему поручили зарисовать помещения дворца. Это, как если бы сделать сегодня фотоальбом.  За 6 лет он создал 56 акварелей и 3 акварели до этого заказа, еще в 1862 году.

К счастью, все 59 акварелей целы до сих пор и мы можем видеть, как выглядел дворец при императорах.

-8

После Великой Отечественной войны акварели хранились в Павловске и только в 1997 году они вернулись в Гатчину.

Все же надо сказать и о троне, который находится в этой комнате. Это резное золоченное кресло было изготовлено мастером Х. Мейером, оно повторяет тронное кресло императрицы Анны Иоанновны, которое сегодня находится в Эрмитаже.

-9

Паркет в этой комнате, как и во всем дворце был воссоздан заново. Я вам обязательно покажу, как выглядел дворец в 1944 году после освобождения, и вы поймете, какую титаническую работу проделали реставраторы.