Довольно часто случается так, что сделав находку, палеонтологи вообще не понимают, что, собственно, они нашли — то ли ихтиозавра, то ли бронтозавра. Бывают и случаи, когда, казалось бы, понятное и хорошо описанное животное приходится описывать заново после изучения более современными методами. Так случилось с пикродонтидами — претендентами на звание родственников приматов, которые оказались ближе к ёжикам.
Что-то похожее произошло и с открытой больше века назад птицей Genyornis newtoni. Птица жила в Австралии немногим менее 50 тысяч лет назад. Нашли её на озере Коллабона, где вообще очень много плейстоценовых окаменелостей. Отнесли тогда нелетающего гиганта к семейству дроморнитид из отряда гусеобразных. Как и все родственники, размеры G. newtoni имел довольно внушительные — почти четверть тонны веса при росте почти в два метра.
Впрочем, окаменелости находились в довольно плохом состоянии — то, что находка фактически представляла собой кучу разбитых костей, реконструкцию отнюдь не облегчало. Тем не менее после того, как были найдены уже новые кости того же вида, удалось подтвердить родство птицы с гусями, однако подробности строения головы оставались тайной — уж больно плохо сохранился череп.
Именно череп G. newtoni и искали палеонтологи на озере Коллабона в 2013—2019 годах. В итоге целый череп им так и не достался, зато удалось собрать множество фрагментов, на основании которых сделать, наконец, реконструкцию черепа и описать нёбо, клюв и прочие части головы ископаемой птицы, после чего уточнить её систематическое положение и сделать предположения относительно образа жизни.
После реконструкции черепа выяснилось, что гигантский гусь был похож не на хищного Dromornis, как полагали ранее, а на мирного травоядного Ilbandornis. Да и пересмотр филогении такое родство подтверждает. При этом к семейству дроморнитид G. newtoni всё же принадлежит, а вот к гасторнитидам, в родню к которым его записывали раньше, отношения не имеет. Зато близок к современным шпорцевым гусям.
Форма клюва ископаемой птицы подтверждает её травоядность — таким клювом можно было есть разве что мягкие листья и плоды. Судя по наличию в черепе дуг, которые защищают уши от воды, гениорнис мог погружать голову в воду и искать пищу в болоте или озере. Тем более что возле водоёмов его останки в основном и находят. Впрочем, не стоит исключать и того, что птица просто унаследовала от предков приспособления к полуводному образу жизни, а так-то предпочитала постись на берегу.