Здравствуйте, друзья! Последние несколько дней интернет буквально разрывается от статей с кричащими заголовками, сообщающими о некой прорывной вакцине, которая в ближайшем будущем должна помочь справиться с любыми видами рака. Я не могла пройти мимо такой новости. Очень оптимистично, конечно, но давайте разберемся, как же обстоят дела в реальности.
Глава Центра Гамалеи академик Александр Гинцбург заявил в интервью «Газете.ру», что учреждение более полугода занимается разработкой соответствующих препаратов на основе технологии мРНК совместно с онкоинститутом Герцена и центром Блохина. Часть из них достигли стадии лабораторных испытаний на животных.
Что за вакцина?
Российские ученые работают над терапевтической вакциной для лечения любого вида рака, которая будет распознавать и уничтожать злокачественные клетки. В отличии от профилактических прививок, которые защищают здоровых людей, эта вакцина предназначена для тех, кто уже является онкопациентом. Она позволяет создавать в клетках высокие концентрации целевых антигенов. Это помогает иммунной системе пациента отличать здоровые клетки от раковых, даже если разница между ними незначительна.
Предполагается, что вакцину будут вводить прямо в опухоль или внутримышечно, таким образом препарат равномерно распределится по всему организму. Внутривенно такую вакцину вводить нецелесообразно, т.к. из-за особенностей своей липидной оболочки она может "осесть" в печени.
Вакцины будут создаваться по результатам биопсии опухоли конкретного пациента, максимально учитывая все особенности и уникальные свойства его мутации. В данный момент процесс создания индивидуальной вакцины занимает порядка месяца, но медики планируют сократить эти сроки, чтобы пациенты могли получить максимально своевременное лечение. Ученые хотят создать большой модуль для производства вакцины площадью 500-600 м2 чтобы ее можно было быстро синтезировать и доставлять в онкоцентры.
Что достоверно известно прямо сейчас?
Эксперименты на мышах с меланомой показали, что вакцина помогает значительно замедлить рост опухоли. Непривитые грызуны скончались на 19-22 день, а вот их привитые сородичи до сих пор живы. Как объяснил академик Гинцбург, технология должна позволить таргетировать конкретные виды опухолей на индивидуальном и даже молекулярном уровне. Однако, далеко не любые виды рака отвечают на подобное лечение. Также, конечно, возникает вопрос о стоимости подобных вакцин. Если судить по другим персонализированным терапиям на основе мРНК, стоимость может исчисляться десятками или даже сотнями тысяч долларов на год жизни пациента. Есть надежда, что массовое распространение метода может снизить стоимость производства. Что касается публикации результатов исследования в рецензируемом научном издании - о ней речь пока не идет.
Резюмируя, мое мнение, что направление интересное и перспективное, но говорить о том, как завершатся исследования, и что в итоге войдет в клинические рекомендации, пока рано. Для начала стоит дождаться хотя бы статей в научных изданиях.
А вы что думаете по этому поводу?