Современные посетители Эрмитажа зачастую не догадываются о былой красоте и величии некоторых залов Зимнего дворца, отделка которых была уничтожена в 1920-1930-е годы.
В этой статье я расскажу о "Гостиной с амурами" одном из самых эффектных Русских интерьеров XIX века, который ныне почти полностью утрачен:
В 1856 году один из лучших Русских архитекторов Андрей Иванович Штакеншнейдер (из обрусевших немцев) создал для вступившего в брак младшего сына Николая I, Великого князя Николая Николаевича, комплекс семейных апартаментов (на месте бывшей половины дочерей императора, покинувших семейное гнездо).
Особое восхищение современников в этой своеобразной квартире в Зимнем дворце вызывала т.н. "Гостиная Рокайль" (позднее ее стали называть "Гостиной с амурами):
Дочь архитектора Елена Андреевна Штакешнейдер так описала эту комнату в своем дневнике:
«…легкость и изящество этой комнаты нельзя описать. Потолок лепной с позолотой, у колонн зеркала, и на зеркалах и на камине сидят беленькие амурчики. Эта комната в стиле рококо и полна цветов и уюта».
В начале 1860-х годов Николай Николаевич переехал специально построенный для него новый дворец на Благовещенской площади в Петербурге (ныне площадь Труда), а его бывшие апартаменты в Зимнем дворце стали использоваться как VIP гостиница (т.н. четвертая запасная половина) в которой размещали почетных гостей Романовых.
Отделка этих помещений сохранялась без каких-либо особых изменений до конца 1920-х годов. Но после того как Зимний дворец стал приспосабливаться под музей (в этой части здания первоначально размещался музей революции) она была в значительной степени уничтожена.
В итоге от отделки "Гостиной с амурами" до наших дней дошло только оформление потолка, которое заканчивается у обрамления карниза комнаты:
Даже по этим остаткам видно, насколько великолепна была "Гостиная с амурами" и с каким мастерством была выполнена ее отделка.
А на этом фото обращает на себя внимание диссонанс простых фонарей черного цвета и изящного потолка, которые совершенно не подходят друг другу.
По всей видимости подлинные люстры (посмотрите еще раз на акварели выше, как они были красивы!) из этой комнаты были проданы в 1930-х, а вместо них повесили то, что попалось под руку.
Я даже сомневаюсь, что эти фонари из исторической коллекции, они настолько грубые, что, скорее всего, современные.
Полностью же "Гостиная с амурами" (в которой выставлены артефакты первобытной культуры) в наши дни выглядит вот так:
Я не против археологических древностей, но неужели во всем огромном комплексе Эрмитажа (которому не так давно передали еще и часть здания Главного штаба) нельзя было найти для них другого места?
Кто-то может и возразить: Да кто такой вообще этот Николай Николаевич? Кому он нужен в наше время и кому могут быть интересны его бывшие апартаменты?
Могу возразить тем, что благодаря такому вот отношению к исторической памяти (хотя бы в лице этого интерьера) о Николае Николаевиче старшем в наше время широкая аудитория мало что знает.
А между тем младший сын Николая I в юности воевал в действующей армии во время Крымской войне, а в правление своего старшего брата Александра II был Главнокомандующим Дунайской армией во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, которая закончилась победой Русского оружия.
Остается только надеяться, что когда-нибудь историческая справедливость будет восстановлена, и мы вновь сможем увидеть этот воссозданный шедевр Русского искусства в Зимнем дворце.