Найти тему

Всё худшее в Ричи: что не так с фильмом «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

Напомню, что Гай Ричине мой герой, особенно равнодушен к фильмам, снятым после нулевых: примерно со второго «Шерлока Холмса» в работах англичанина понты стали перевешивать ловкость рук — и «Фортуна», просмотренная без особой цели, лишнее тому подтверждение.

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

Фирменная двоечка Ричи — комбинация знакомых и знаковых ситуаций с нахрапом кокни и сюжетными кульбитами в духе застольного травилы: из заурядного и зачитанного до дыр в лучшие моменты он делал фактурную байку — и этого было достаточно. С повышением ставок — до легендарных детективов, мифических королей, диснеевских принцев и стратегически важного для Великобритании жанра шпионского боевика — хлесткие подробности стали подменяться дорогим реквизитом, а харизматичные бандюганы — шаржами из таблоидов. В джеймсбондовских пародиях он, к удивлению, не делает поправку на стоптанность жанра насмешки — и даже наоборот: использует приколы со всё более нижней полки.

В «Операции «Фортуна» Ричи старательно лепит историю из нафталина: начиная с шутки про «можно войти» и болезненного мачизма всех без исключения персонажей и заканчивая сценой на титрах, изображающей мета-иронию при плохой игре (ну вы поняли, фильм, дескать, основан на реальных событиях). Ради красного словца можно было бы предположить, что сюжет про старомодного спецагента Форчуна (Джейсон Стэйтем), любящего дорогой отпуск за счет правительства, и длительную погоню за опаснейшим ИИ написал его менее прокачанный собрат (ChatGPT сгодится).

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

Гомофобные шуточки, функциональные героини (одна из них — целая Обри Плаза), шпилька в адрес Голливуда (и всё равно приятно видеть на экране Джоша Хартнетта), фирменные (теперь) флешбэки сразу после сцены, где «что-то случилось», немного тэгов из новостной повестки — «Турция», «ИИ», «новый мировой порядок» — и можно выпускать.

Если успех Ричи измерялся только просмотрами в российских онлайн-кинотеатрах (Кинопоиск рапортует, что «Фортуна» — №1 в 2022-м), а не мировыми сборами, складывалась бы понятная картина: чем проще/площе — тем лучше. И он этой стратегии всё заметнее придерживается, даже не предлагая зрителям (и зрительницам) твистов, фактурных героев или хотя бы мало-мальски изобретательных сцен.

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»
«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»

Так, подогревавшийся с первого появления Дэнни (Хартнетт) трюк на автомобиле в итоге даже не показан — вместо нее неловкая стрельбы Плазы в слоу-мо, — и даже если это умышленный прикол, то из серии «сразу же рассказать, что утаил в предыдущей сцене».

Из интересного в «Фортуне» лишь дьявольская огневая мощь, которую между делом показывают даже не государства, а жулики-бизнесмены (речь о ракетах, устроивших реновацию на горизонте). Странно, что суперагентов не чихвостят почище супергероев: у вторых хотя бы есть жизнь, а не только миссии.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».