«Паразит» против «Одиночки»: как Япония и Южная Корея использует поп-культуру друг друга

108 прочитали
«Поднятие уровня в одиночку»
«Поднятие уровня в одиночку»

В этом году уже вышли два заметных сериала, у которых есть необычная общая черта. Речь об аниме «Поднятие уровня в одиночку» и дораме «Паразит: Серый». Первый проект — это экранизация феноменально успешной серии южнокорейских ранобэ некоего Чхугонга (есть также вебтун с иллюстрациями Dubu), второе — фантазия на тему культовой манги Хитоси Ивааки, выходившей с 1989-го по 1995-й; если совсем точно — новый сюжет в той же вселенной.

«Паразит: Серый»
«Паразит: Серый»

Такой интенсивный «культурный обмен» — тем более на такой короткой дистанции и с таким размахом — между Японией и Южной Кореей происходит как будто нечасто. Может, дело в шрамах прошлого (35 лет оккупации не проходят бесследно), может, в изобилии собственных сюжетов, но в случае проверенных хитов, к которым относятся и ранобэ, и манга, грех не попробовать. Тем более аниме делала не последняя студия A-1 Pictures («Госпожа Кагуя», «Магия и мускулы», «Ликорис Рекойл»), а Netflix заказал сериал Ён Сан Хо — режиссеру «Поезда в Пусан», его сиквела и сай-фая «Чон-И», сделанного уже для стриминга.

Конечно, сходу можно вспомнить «Олдбоя» — мангу, по которой Пак Чхан Ук снял культовый триллер, умело адаптировав сюжет под реалии Кореи и вообще изменив в соответствии с авторским стилем. Или примеры посвежее: японская фестивальная звезда Хирокадзу Корээда решил снимать «Посредников» — трогательную историю о брошенных детях — в Корее, а для адаптации хоррор-вебтуна «Призрачная станция» кинематографисты РК позвали сценариста «Звонка» Хироси Такахаси (получилось плохо, но всё же). Согласитесь, маловато — и, что важнее, проекты значительно разнесены во времени, — так что комментарии открыты для ваших примеров японо-корейских коллабораций, особенно за короткий промежуток времени. Именно из-за дистанции соседство «Одиночки» и «Паразита» так бросилось в глаза.

Итак, Solo leveling. Увы, как слышится, так и пишется: мифология шоу интуитивно понятна любому геймеру, а для тех, кто избежал знакомства с виртуальной реальностью, укладывается в краткий бриф. Есть неприветливая реальность с болезнями и счетами, есть особенно брутальный фэнтези-мир, разделенный по уровням сложности, есть такие же герои-охотники — рыцари, маги, лекари, — чьи способности строго соответствуют рангу, а также самый слабый на свете протагонист, почти лишенный свойств, чтобы читателям/зрителям проще было заместить его черты своими. За первые 12 серий, скорее, интерес вызывают не битвы и загадки (местного) мироустройства, но то, в какой же момент репетитивная производственная драма — зашел, зачистил, распределил очки — оказалась ответом на мощный социальный запрос. И какой он — в суровых реалиях, что японского, что южнокорейского строгого общественного разделения: желание справедливости или всё-таки жажда какого-то реванша?

С «Паразитом» как будто поинтереснее: Ён Сан Хо и соавтор сценария Рю Ён Джэ не повторяют траекторию пубертатного боди-хоррора, где юный Синъити Идзуми обнаруживает, что в его руку вселился пришелец-людоед (другим повезло меньше: их подчинили полностью, пожрав мозги). Они выписывают многофигурную историю о работе социальных институтов: симбиозу с паразитом подвергается кассирша Чон Су Ин (Чон Со Ни), а среди других действующих лиц — седой полицейский Ким Чхоль Мин (Квон Хэ Хё), мелкий преступник Соль Ган Ву (Ку Гё Хван) и возглавляющая спецподразделение по борьбе с пришельцами Чхве Джун Гён (Ли Джон Хён), чей муж обратился прямо во время похода в супермаркет.

«Паразит: Серый»
«Паразит: Серый»

Собственно, благодаря обилию непохожих персонажей в «Сером» и раскрываются разные взгляды людей на общество и травматичный опыт взаимодействия с ним. Центральной же темой становится паразитический тип руководства: проще говоря, безжалостная манипуляция (со)гражданами для достижения мелких или даже больших целей. Плюс финальная схватка в музее генерала Корейской войны, как бы напоминающая, к чему приводит вражда. Мангу Ивааки в свое время запретили в Китае — по слухам, из-за жутких сцен, но, думается, могли и отреагировать на образ внешней угрозы: пришельцы — всегда Другие, и их очень легко истолковать превратно.

Конечно, трудно сравнивать первый сезон аниме-адаптации и (в теории) законченный миник, где нет строгой привязки к первоисточнику, хотя и всё придумано очень складно. Так что вывода не будет: просто обратите внимание на занятное соседство двух сюжетов о контакте с Неизведанным, которые Южная Корея и Япония взяли друг у друга.

«Поднятие уровня в одиночку»
«Поднятие уровня в одиночку»

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2» (недавно писал про «Политех» Дени Вильнева).