4,7K подписчиков

Нет зарядки аккумулятора (АКБ) автомобиля. Причины.

140 прочитали
Поиск зарядки АКБ с помощью мультиметра
Поиск зарядки АКБ с помощью мультиметра

Существует довольно большой список причин неисправности - нет зарядки аккумулятора (АКБ) автомобиля.

Рассмотрим их по порядку. Что бы в случае возникновения подобной проблемы можно было бы самостоятельно разобраться, что к чему. И устранить неисправность.

В качестве примера используем автомобиль ВАЗ 21083, 21093, 21099 с аккумуляторной батареей 6-СТ55 А и генератором 29.3708.

Оригинал статьи смотри в статье на нашем сайте twokarburators.ru - "Пропала зарядка аккумулятора (АКБ) автомобиля. Причины.".

Признаки неисправности

- На автомобиле с работающим двигателем источником электрического тока является генератор. Он вырабатывает ток для питания потребителей бортовой сети автомобиля и заряжает аккумуляторную батарею (АКБ). В случае его неисправности, при исчезновении зарядного тока, после пуска двигателя, контрольная лампа зарядки в комбинации приборов не гаснет и продолжает гореть. Что является явным признаком для водителя, о том, что генератор перестал выдавать электричество и зарядка АКБ пропала.

Горит лампа разряда АКБ
Горит лампа разряда АКБ

К тому же, если в приборной панели есть вольтметр, его стрелка отклоняется в красную зону, показывая разряд батареи.

- Степень заряда АКБ проверяется по цвету глазка на его верхней части, либо при помощи ареометра, если батарея обслуживаемая. Зеленый цвет глазка свидетельствует о заряде как минимум на 75%. Если глазок почернел, значит аккумулятор не получает зарядки.

- Напряжение на выводах заряженного аккумулятора должно быть не менее 12 В. Исправный генератор автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, при работающем на холостом ходу двигателе должен выдавать не менее 13 В. При 3000-3500 об/мин двигателя под нагрузкой (включен свет фар и печка), а при тех же оборотах, но без нагрузки 14.6 – 14.7 В. Если при измерении напряжения при помощи вольтметра эти показатели отклонились в меньшую сторону, значит зарядка пропала. См. фото проверки величины напряжения в начале статьи.

Нет зарядки аккумулятора (АКБ) автомобиля. Список причин.

Причиной исчезновения зарядки аккумулятора автомобиля чаще всего является неисправность генератора или его регулятора напряжения.

В другом случае, генератор может выдавать зарядный ток, а аккумулятор не принимать его. Например, если он сам вышел из строя или имеется обрыв в его электрической цепи.

Причины исчезновения зарядки АКБ связанные с генератором.

1. Свалился или замыкает на массу провод на вывод "61" генератора.

До пуска двигателя вывод «61» генератора это масса контрольной лампы зарядки АКБ в комбинации приборов. После пуска – это плюс (лампа гаснет). Но, если плюс с вывода не подается на лампу, так как наконечник провода соскочил с него, то вместо него поступает минус, с массового провода комбинации приборов и лампа горит и не гаснет после пуска двигателя. Так же она будет гореть если провод с вывода замыкает на массу.

Для устранения проблемы необходимо проверить красно-синий провод, идущий на вывод «61». Возможно он где-то замыкает на массу. Или его наконечник соскочил с вывода, окислился или плохо обжат.

Выводы "30" и "61" генератора 29.3708
Выводы "30" и "61" генератора 29.3708

2. Слабо натянут ремень привода генератора автомобиля.

В таком случае ремень проскальзывает на шкиву генератора. Не давая тому набрать обороты и вырабатывать электрический ток. Нормальной зарядки нет, контрольная лампа разряда АКБ горит и не гаснет.

Необходимо проверить натяжение ремня привода генератора, надавив на него рукой. Допустимый прогиб 6-10 мм. Если больше потягиваем ремень, отодвинув генератор от двигателя, или заменяем его новым. Так же, для проверки натяжения, можно использовать обычный кантарик. Прикладываем через него усилие к ремню равное 10 кгс.м. Прогиб ремня при этом должен так же составлять 6-10 мм.

Проверка натяжения ремня генератора 37.3701 ВАЗ 21083, 21093, 21099
Проверка натяжения ремня генератора 37.3701 ВАЗ 21083, 21093, 21099

3. Вышел из строя регулятор напряжения генератора.

Если регулятор напряжения выдает слишком маленький зарядный ток, либо не выдает его вовсе, то опять же будет гореть красным цветом лампа в виде аккумулятора в комбинации приборов. Для начала регулятор можно снять и прочистить. После чего проверить его работоспособность, установив обратно на генератор.

Более точно проверить регулятор напряжения сложно, проще заменить заведомо исправным и посмотреть, не погасла ли лампа. Вот, на всякий случай, схема, которую можно собрать для его проверки.

Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 21083, 21093, 21099
Проверка регулятора напряжения генератора ВАЗ 21083, 21093, 21099

4. Зависли щетки (или сильно изношены).

В результате они не соприкасаются с контактными кольцами ротора (заряд не снимается), генератор не вырабатывает электрический ток. Придется снимать регулятор напряжения со щеткодержателем и проверять состояние и подвижность щеток. Предельно допустимый износ 6 мм.

Щетки регулятора напряжения генератора
Щетки регулятора напряжения генератора

5. Неисправен диодный мост генератора.

При этом, если зарядки нет вовсе, скорее всего повреждены основные (положительные и отрицательные) диоды. Если зарядка появляется только на больших оборотах - вышли из строя дополнительные диоды от которых питается обмотка возбуждения.

Общая проверка диодного моста генератора 37.3701 на наличие короткого замыкания (можно выполнить без снятия с двигателя автомобиля)
Общая проверка диодного моста генератора 37.3701 на наличие короткого замыкания (можно выполнить без снятия с двигателя автомобиля)

6. Загрязнены или стерлись контактные кольца на валу генератора.

К ним прижимаются щетки и если контакт щеток и контактных колец плохой, генератор не будет в должной мере выдавать нужное напряжение.

Контактные кольца на валу генератора
Контактные кольца на валу генератора

7. Повреждена обмотка возбуждения генератора.

Возможно отпаялись выводы обмотки от контактных колец. Или в ней имеется "обрыв", или короткое замыкание. Генератор в таком случае будет выдавать нужное напряжение только на больших оборотах (лампа гаснет после нажатия на газ и снова загорается тусклым светом на холостых).

В любом случае нужно снимать генератор с двигателя и проверять его. Проверяем наличие короткого замыкания в обмотках ротора.

Потом проверяем сопротивление между контактными кольцами ротора. Если меньше 3 Ом или оно пытается стремиться к бесконечности, то обмотка повреждена.

Проверка обмотки возбуждения ротора генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 на наличие короткого замыкания
Проверка обмотки возбуждения ротора генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 на наличие короткого замыкания

8. Повреждена обмотка статора генератора.

В обмотке появился "обрыв" или короткое замыкание. При коротком замыкании обмотки на "массу" генератор воет. Для выявления неисправности придется проверять омметром обмотку на наличие этих неисправностей.

Проверка статора генератора 37.3701 на "короткое замыкание
Проверка статора генератора 37.3701 на "короткое замыкание

Причины неисправности - пропала зарядка АКБ, связанные с неисправностью аккумулятора.

1. Сильное окисление на выводах АКБ и (или) клеммах их проводов.

В процессе длительной эксплуатации автомобиля на выводах клеммах аккумулятора и клеммах присоединенных к ним проводов растет слой окислений. Что делает невозможным полноценный контакт клемм проводов и выводов АКБ. Электрический ток не проходит, аккумулятор не заряжается.

Для устранения неисправности необходимо периодически очищать клеммы и выводы наждачной бумагой. Плюс, смазывать их техническим вазелином.

2. Поврежден провод от плюсового вывода аккумулятора к выводу «30» генератора.

Возможно, этот провод перетерся или переломан. Либо окислился его наконечник на вывод «30» генератора. Или плохой контакт провода и клеммы на выводе АКБ (провод плохо обжат). Как следствие, ток не поступает, зарядка пропала.

3. Поврежден провод к минусовому выводу аккумулятора.

Окислилась его клемма на вывод АКБ, провод переломан, плохой контакт с «массой» на кузове и (или) коробке передач. Чаще всего в такой ситуации запустить двигатель бывает невозможно.

4. Неисправна сама аккумуляторная батарея.

Она попросту не воспринимает заряд. Возможно пластины внутри нее осыпались из-за старости, механического повреждения, слишком высокого зарядного тока (неисправен регулятор напряжения в генераторе или зарядное устройство при стационарной зарядке).

«Сульфатация» пластин внутри АКБ, так же является причиной невозможности полноценно зарядить аккумулятор.

Таким образом, зная основные причины неисправности - пропала зарядка АКБ, можно довольно быстро самостоятельно вычислить ее виновника и устранить проблему.

Примечания и дополнения

- Автомобили ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093 с генератором 37.3701, монтажным блоком 17.3722 (старого образца с пальчиковыми предохранителями) и "низкой" панелью приборов имеют вот такую схему подключения контрольной лампы зарядки АКБ. С другими монтажными блоками схема подключения будет иная. См. "Схема подключения лампы зарядки АКБ к генератору 37.3701 ВАЗ 2109, 2108".

- Существует старый "народный" метод проверки генератора путем снятия клеммы с АКБ на работающем двигателе. Он подходит только для карбюраторных двигателей с минимум электроники. Если после снятия клеммы двигатель глохнет, значит генератор перестал вырабатывать электрический ток и зарядки нет.

- В случае если контрольная лампа разряда АКБ горит на холостых оборотах, а при нажатии на педаль газа и в движении гаснет, необходимо в первую очередь проверить натяжение ремня привода генератора, а если не поможет, то проблема скорее всего в дополнительных резисторах расположенных в монтажном блоке реле и предохранителей. При выходе их из строя генератор не возбуждается на малых оборотах, поэтому и не дает зарядку. Необходимо либо целиком менять монтажный блок, либо выпаивать дополнительные резисторы и заменять их новыми. На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с панелью приборов 2114 (европанель) и монтажными блоками 2114-3722010-10 и 2114-3722010-18 дополнительные диоды расположены в комбинации приборов, а не в монтажном блоке реле и предохранителей.

Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.

- Несколько признаков скорой замены высоковольтных проводов

- Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром?


- Несколько простых способов очистки АКБ автомобиля

Подписывайтесь на наш канал twokarburators, будет еще много чего нужного и полезного!