Найти тему

Необычный талантливый художник Михаил Хохлачев, доказывающий, что современное искусство может быть очень интересным

Оглавление
Картина «Баланс различий»
Картина «Баланс различий»

Многие считают, что современное изобразительное искусство это сплошь деградация и выкрутасы, которые некоторые их авторы выдают за новое слово. Что ж, так, увы, бывает, но это вовсе не значит, что ныне всё упало на дно. Есть много примеров тому, что современное искусство вовсе не деградирует, а развивается и расширяет пространство для настоящего творчества, тем более, что появилось много материалов и техник, о которых раньше и не слышали.

А еще современное изобразительное искусство (а о нем-то я и буду в основном говорить как художник по одному из своих образований) предлагает широчайший спектр выражения и творческой свободы, не стесненных никакими рамками и условностями, что в старые времена очень сковывало творцов.

Да, современное искусство может быть как традиционным, так и экспериментальным, инновационным и даже порой вызывающим. И конечно же, некоторые произведения искусства могут вызывать восторг и вдохновение, а другие наоборот – скуку, смуту и даже недоумение, а порой и шок. Но надо всегда помнить, что даже признанное ныне классическое искусство было когда-то воспринято как непотребное и шокирующее, потому что было для своего времени новаторским.

Так что любое искусство, включая и изобразительное, вещь субъективная, и каждый может иметь свое собственное восприятие и толкование его проявлений и произведений.

Отойдя от темы изобразительного искусства вспомним, например, непререкаемого гения музыки П.И. Чайковского. Ведь его «Лебединое озеро» и Первый концерт потерпели поначалу оглушительный провал. И не ругали их только ленивые. Такая же история произошла и с «Русланом и Людмилой» М.И. Глинки. И что? Выходит, что современники не всегда могут понять новаторство людей искусства (и не только музыкального, но и всякого другого). Так что не будем слишком строги к тем, кто работает в наше время. Вполне может быть, что позже их оценят по достоинству.

Вот о таких, на мой практически профессиональный взгляд, современных художниках я время от времени рассказываю у себя в блоге, чтобы зрители поняли – не всё так плохо в современном искусстве, что есть в нем те, кто двигает и развивает его дальше.

Сегодняшняя статья посвящена творчеству одного из самых любимых мной отечественных художников – Михаилу Хохлачеву (псевдоним Michael Cheval), несколько десятков картин которого мне посчастливилось увидеть вживую. Они так удивили меня своим живописным изыском и оригинальностью, что я отношу их автора к одним из лучших отечественных современных художников.

Пара слов о биографии художника. Он родился в 1966 году в Котельниково, небольшом городе на юге России. Рос среди красок и кистей, холстов и мольбертов, поскольку многие члены его семьи были художниками. Неудивительно, что и Михаил пошел по этому пути.

Почему я периодически рассказываю о нем? Потому что он - ни на кого не похожий мастер, рождающий в своих полотнах какое-то новое измерение. Он так искусно соединяет различные объекты и творит с ними такие метаморфозы, что поистине начинаешь втягиваться куда-то вглубь нарисованной им истории. Его картины так и манят к себе, хочется окунуться в мир прекрасных, обворожительных, совершенно оригинальных миров, созданных рукой художника.

Справедливости ради надо сказать, что о нем я уже раньше рассказывал, но сегодня я решил продолжить этот рассказ, так как по моим приблизительным подсчетам им создано не менее 400 очень интересных и абсолютно узнаваемых картин (с учетом вариантов для некоторых из них). А если учесть их законченность и великолепное воплощение вкупе с глубоким смыслом внутри – то это число просто огромно, не думаю, что сейчас в мире наберется сколько-нибудь большое число живописцев, сопоставимых с Хохлачевым по качеству и сложности картин.

Что касается эстетики и манеры Михаила Хохлачева, то его трудно отнести к какому-то направлению. Кстати, его часто сравнивают с Дали, но это сравнение не совсем корректно. То, что у Хохлачева сюжет картины не ясен сразу не делает его работы сходными с мэтром сюрреализма. В отличие от работ Дали картины Хохлачева это не продукт сновидческих или иллюзорных озарений, а совершенно четко осмысленные и выверенные, продуманные до мелочей загадки для ума. А еще они излучают свет и не производят того мрачно-тяжелого ощущения, которые свойственны сюрреалистам.

Думаю, что если хоть раз увидишь его работы, то точно запомнишь имя этого художника навсегда. Он настолько неповторим и самобытен, что второго такого просто нет.

Да, его работы сложно организованы и метафоричны, они требуют наметанного и острого глаза, большой эрудиции для того, чтобы разгадать, сокрытую в названии картины загадку. И этим они и интересны.

И что интересно - каждый видит в его работах что-то свое, по-разному раскрываются картины Михаила Хохлачева для ценителей его живописи.

Что же касается зашифрованного в его картинах смысла (а сам художник не скрывает того, что его картины – это, прежде всего, зашифрованная история), то этот смысл открывается не сразу, сначала из самого названия, а потом уже после собственного размышления о спрятанных в картинах намеках на их суть.

В общем, надо признать, что картины Хохлачева хороши не только качеством исполнения и яркостью красок, но и тем, что можно не только на них любоваться, но еще и подумать, ыдвинув версию происходящего на них. Причем любая версия хороша, каждый видит по-своему. В частности, как и в представленных далее картинах. Возможно, у кого-то будут и другие трактовки увиденного. И это совершенно нормально – у всех у нас свое воображение и свои ассоциации.

Что же делает Михаила поистине большим художником? То, что отличает настоящего художника от просто профессионала – оригинальная живописная манера, не похожая ни на кого другого из стоящих у мольберта людей. Тем настоящий художник и отличается от просто живописца, что у первого есть своя узнаваемая манера, а у второго она отсутствует.

Его полотна будоражат фантазию абсурдными мифическими сюжетами с множеством прорисованных мельчайших деталей. Они представляют из себя некую игру фантазии, где все частицы тщательно отобраны, чтобы создать цельный литературный сюжет. К тому же они яркие, красочные, в них есть что-то от праздника и карнавала, великолепно отвлекают от серой повседневности и проблем, которых в современном мире слишком много и которые мешают радоваться прекрасному. Именно такой спасительной возможностью сделать передышку в перенасыщенной проблемами и суетой жизни и обладают картины этого художника. За что ему большое спасибо.

Итак, сегодня вашему вниманию я представляю еще несколько работ этого незаурядного художника.

На заставке (превью) сегодняшней публикации картина «Баланс различий». Поскольку формат заставки диктует свои размеры, то картина немного урезана, чтобы его соблюсти. Так что я решил ее повторить далее в полном размере.

Фото автора.
Фото автора.

А вот еще один ее вариант.

Фото автора.
Фото автора.

А дальше другие картины этого художника с попыткой их как-то объяснить.

Картина «Соглашение альтер эго» 1

Фото автора.
Фото автора.

Альтер эго – это другая версия самого себя. Другая версия может быть либо тем же человеком с другой личностью, либо другим человеком с почти идентичной личностью. На этой картине это может быть и то, и другое.

Отражение в воде поразительно похожи, но, несомненно, отличаются. Действия двух персонажей абсолютно идентичны и идеально совпадают по времени, как отражение в зеркале. Черты лица и выражения идентичны, как и руки в перчатках, поза и наливание из одинаковых бутылок вина. Даже фон идентичен. Но один персонаж одет в яркий наряд шута, а другой - скоморох. У каждого персонажа есть безделушка, свисающая с кончика его шляпы, но у шута это якорь, а у скомороха - ложка.

Шут несет на подносе старомодный будильник, в то время как на подносе скомороха вместо него - песочные часы. В этих двух мирах гравитация работает в противоположных направлениях за одним исключением: песочные часы текут в обратном направлении. Это подсказка, в каком положении рассматривать эту картину.

Так что же все это значит? На первый взгляд наливание вина и часы на подносе - это абсурд, они не имеют смысла ни в каком контексте. И все же они насквозь символичны. Всмотритесь внимательнее и задумайтесь: у обоих персонажей закрыты глаза, как будто они спят. Возможно, они прибыли в это место назначения во сне? Будильник показывает примерно четверть седьмого - возможно, это слишком ранний час для шута и скомороха после того, как они засиделись накануне допоздна и немного «перебрали». А теперь решили уничтожить остатки.

Еще одной трактовкой работы может быть разница между тем, кем мы являемся на самом деле, и как нас воспринимают люди. Одни «мы», которые обращены к миру, и другие истинные «мы». И подчас мы не уверены, кто из них кто.

Еще один вариант интерпретации картины: перед нами беззаботный Арлекин и грустный Пьеро. На протяжении сотен лет эти персонажи соперничали на сцене, стремясь завоевать любовь Коломбины. Арлекин, который побеждает в этой борьбе, олицетворяет радость, А Пьеро – печаль. Они противопоставлены друг другу, как отражения в озере. Так что Арлекин и Пьеро - они разные. И время у них тоже разное. И всё течет, всё меняется. И тайны все уходят за горизонт.

И тоже есть еще один вариант этой картины.

Вот он.

Фото автора.
Фото автора.

А дальше еще одна картина о единстве и противоположности одновременно.

Картина «Разница во времени».

Фото автора.
Фото автора.

Перед нами влюбленные, по своей сути противоположные друг другу. Она - интроверт, поэтому изображена внутри песочных часов. Посмотрим внимательно на солдата - его сабля вовсе не сабля (саблей она является только сверху), а внизу она становится зонтиком. Впрочем, как и зонтик у героини. Ну, разве храбрый солдат может бояться дождя? Конечно, нет! А значит его храбрость не более, чем притворство. Но, чможет быть, он хочет как-то показать нижней частью своей сабли-зонтика, что он тоже в чем-то сродни с дамой?

Герои картины играют со временем, пытаясь понять друг друга и насколько они способны быть вместе. Это тот случай, когда противоположности притягиваются. Так совместимы они или нет? Время покажет…

Потухшая электрическая лампочка внутри часов символизирует человеческие чувства, которые пока не горят ярким пламенем. Сова - символ мудрости и глубоких размышлений.

Кстати, как говорил сам художник - картина написана им под впечатлением от парка Шенбрунн в Вене (Австрия), в растительном лабиринте которого легче потеряться, чем встретиться.

Картина «Вдохновленные светом».

Фото автора.
Фото автора.

Вот что рассказал о ее создании сам Михаил: «Идея пришла ко мне после ужина с моей женой Беатрис в День Святого Валентина в одном из ресторанов». Пламя свечи создавало такой магический эффект, что казалось, стакан воды сам стал светиться».

О, эти игры, в которые мы играем, где главный приз - любовь! Романтические отношения - это азартная игра, и дама решила бросить кости. Очарованные светом, оба смотрят на вино. Вино расслабляет игроков и снижает градус ответственности. К чему это приведет?

Итак, тост! Что же это будет? Любовь и совместное будущее? Брошенные кости дадут ответ, и мы видим, как они покидают ладонь дамы. Это игра на удачу, и никто не знает, как судьба повернется к играющим. Однако, присмотревшись, мы увидим шулерство со стороны мужчины – ведь он держит кости за спиной как запасные шансы, козыри... Так что в этой игре он может одурачить свою партнершу. Не смотря на то, что Она уже сделала выбор, Он делает свой выбор абсолютно независимо и осознанно и полон решимости одержать верх в этой игре. А еще в нем потенциальность, близкая к архетипу мага, так как в его шляпе незажженные лампы, то есть, тот же свет, но в другой форме и неактивирован. Вопрос – Он может зажечь эти лампы если захочет, если захочет зажечь Ее чувство к нему?

Это только мои размышления, у других зрителей ассоциации могут быть иные. В этом и прелесть картин этого художника – каждый может увидеть в них то, что упускают другие.

Есть еще один вариант этой картины. Возможно он что-то добавит к сказанному.

Вот он.

Фото автора.
Фото автора.

Кстати, не все картины объяснены как художником, так и зрителями. Для примера представлю еще одну картину Михаила под названием «Экстравагантность времени».

Фото автора.
Фото автора.

Тут уж я ничего не буду от себя говорить – дам возможность это сделать вам самим: интересно, а какие ассоциации она и все остальные, представленные сегодня работы, вызывают у вас, что вы видите в них исходя из разбросанных на них подсказок?

Что вы вообще думаете по поводу этого художника? Поделитесь в комментариях, думаю, что всем будет интересно почитать.

Ну, вот пока и всё на сегодня.

Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.

Радушно приглашаю всех на свой канал. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.

Засим смею закончить и откланяться.

Текст и фото автора.
Текст и фото автора.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.