В этом небольшом посте-обзоре кратко излагается мнение ведущего канала о возможном месте искусственного интеллекта (ИИ) в искусстве и творчестве.
Предыдущими публикациями такого теоретического цикла можно считать: "Теория поколений", "О русском R`n`R", "О периодизации", "О датировке рок-релизов", "Об использовании названий", "Об учете количества композиций", "О стаже исполнителей" и "О выгорании музыкантов".
Об искусственном интеллекте и его возможностях в последнее время слышали все. Сегодня ИИ успешно играет в шахматы (и обыгрывает гроссмейстеров!), анализирует налоговые документы, предлагает биржевые решения, управляет транспортом и строит для него маршруты, контролирует видеокамеры, распознает лица, пишет научные работы, разрабатывает планы хирургических операций, и занимается многой иной деятельностью.
В этом свете закономерен вопрос: если ИИ успешно и помогает человеку, и заменяет его в бытовой, производственной и социальной сфере, может ли он успешно помогать в творчестве, или даже сам творить?
Для успешного ответа на этот вопрос необходимо отметить, что творчество - процесс не только, и не столько интеллектуальный, сколько эмоциональный. В основе всего сущего - идеи о предмете, явлении, или действии, кои могут быть воплощены и реализованы только посредством мыслей, эмоций, и, затем - на физическом плане. Творчество отличается от иных видов деятельности именно эмоциональной окраской, тогда как его физическое воплощение - холст, книга, пластинка - имеют вторичный характер. Иными словами, цель творчества - создание эмоционально окрашенных произведений, которые могут быть затем воплощены на физическом плане.
Значит, если вернуться к поставленному выше вопросу, он распадается на три составляющих: может ли ИИ генерировать эмоции; может ли ИИ создавать новое в искусстве, и может ли ИИ вкладывать в произведения искусства различные "отклонения и шероховатости", которые делают произведение авторски окрашенным, узнаваемым и неповторимым?
Ответы на эти подвопросы очевидны: ИИ создан человеком, и не может создавать новое (за исключением комбинаций старого), не имеет эмоций, а значит, не может создавать эмоционально окрашенных произведений, а отклонения и ошибки, которые могут быть заложены в ИИ как часть его деятельности, будут носить компилятивный и вторичный характер.
Как-то Дмитрий Варшавский (Черный кофе), отвечая на вопрос о том, обязательно ли нужно музыканту иметь музыкальное образование, ответил, что "правила хорошо знать, чтобы их нарушать". Очень зрелый ответ опытного человека, не правда ли? Ведь именно то, что считалось ошибкой, часто создает не просто неповторимые произведения, но и целые новые стили.
Спросим себя: какова бы была наша реакция, если бы наш любимый художник (музыкант, коллектив, живописец, писатель, поэт) задействовал при создании своих произведений ИИ? Верно, скорее всего, у нас бы сложилось впечатление, что у художника закончились свои идеи, и он решил использовать "костыль" в лице ИИ.
Рок-музыка - это часть послевоенной культуры, социальная рефлексия на Вторую мировую войну. Весьма сомнительно, что ИИ может заменить нам, ее поклонникам, произведения поколений послевоенных Рок-музыкантов.
Недавно в такси, оптимистично смотрящий на применение ИИ в искусстве собеседник, утверждал, что при создании книг и песен вполне можно задать ИИ такие соотношения стилей и ошибок, что будут созданы высококреативные произведения. Но будут ли они, в этом случае, новыми? Будут ли их "эмоции" естественными? Будут ли они авторски неповторимыми? Ведь при их создании будет учитываться и использоваться только прежде созданное.
Еще десятилетия назад гениальный режиссер Андрей Тарковский заметил, что "когда человечество ставит одну ногу на новую ступеньку научно-технического прогресса, оно должно поставить другую ногу на новую ступеньку прогресса духовно-нравственного". Сегодня мы живем в мире, в котором "нога технического прогресса" стремительно перешагивает через ступени, а нога духовного прогресса стоит на месте (если не идет назад). Не в этом ли причина текущего бедственного положения?
Данный материал открыт для обсуждения. РОКЛЯ ждет Ваших мнений о будущем творчества в свете расширения влияния ИИ.