Данный обзор-пост кратко рассматривает вопрос о наиболее полном учете количества студийных записей рок-исполнителей с примерами, и является логическим продолжением таких публикаций, как "О периодизации", "О датировке рок-релизов" и "Об использовании названий".
Пост предназначен исключительно для исследователей истории рок-музыки. Тем, кому все равно, записал тот или иной исполнитель рок-музыки 5 студийных композиций или 500, материал не рекомендуется.
Итак, перед нами стоит вопрос: "Сколько студийных записей сделано исполнителем?". Казалось бы, ответить на него просто: нужно просто взять и сложить количество композиций из трек-листов его альбомов.
Прежде всего, нужно определиться, что к студийным записям исполнителя относятся как окончательные версии (варианты) композиций, так и промежуточные (demo, репетиционные записи). Кроме того, иногда из окончательных версий впоследствии модифицируются сокращенные версии (например, для ради или синглов), ремиксы и т. п. Следовательно, логично уточнить первоначальный вопрос следующим образом: "Сколько студийных записей композиций в окончательных вариантах сделано исполнителем?".
При этом нужно заметить, что факт наличия окончательной версии может быть признан только самим исполнителем (например, если Черный кофе не считают запись "ЧК`84" альбомом, то так тому и быть. Тогда в расчет эту запись мы не берем, по крайне мере полностью, т. к. песни "Страна", "Света луч" и "Из придорожной тени" включены в официальное издание "Светлый металл" (альбом "ЧК`86", плюс три упомянутые композиции)).
Окончательные версии студийных композиций включаются исполнителями в альбомы, синглы и сборники. При расчете общего количества окончательных версий студийных записей следует учитывать:
- аут-тейки (outtackes, студийные записи, не включенные в альбомы). Обычно они размещаются на синглах или сборниках. Это могут как кавер-версии других исполнителей (таких записей много, например, у Iron Maiden), так и собственные вещи (вспомним у Арии: "Потерянный рай", "Свобода", "Поле битвы" и др.)
- композиции с радикально измененными аранжировками (remakes). Например, каждая из песен Черного кофе "Из придорожной тени" и "Звуки космоса" встречается как в гитарной, так и в клавишной версии, а две версии песни "Жертва талого льда" группы Сплин, или песни "Clearly Quite Absurd" от Deep Purple сильно отличаются темпом и аранжировками. Автором предлагается учитывать такие записи как разные.
- композиции с одной и той же музыкой, но разными текстами. Например, такие пары песен Черного кофе, как "Путешествие в жизнь"/"Зимний портрет", или "Леди Осень"/"Golden Lady" имеют одну и ту же музыку, но разные тексты. Автором также предлагается учитывать такие записи как разные.
- сдвоенные дорожки (два трека, объединенные по каким-то причинам в один). Примеры: "…Intro/If You Gonna Try Me" Black Coffee, или "Where The Serpents Ever Dwell/Outro-Sumerian Cry (Part 2)" от Tiamat. Автором предлагается учитывать такие треки за два.
- Не-песни и не-инструментальные композиции (стихи, мелодекламации, минималистично-авангардистские зарисовки, миниатюры и т. п.). Особенно много таких записей обнаружено у Гражданской обороны ("Понос-апофеоз", "Лапша", "Деревья" и мн. др.), но можно припомнить таковые и у Центра, ДДТ, Tiamat и др. Автором также предлагается учитывать такие записи как самостоятельные.
Ниже приводится пример расчета общего количества студийных записей в окончательных версиях для группы Черный кофе.
Общее количество сделанных исполнителем студийных записей может быть интересно по двум причинам:
Во-первых, как свидетельство его продуктивности. Согласитесь, если Черный кофе за 40 лет записывают сотню вещей (часть из которых - перезаписи песен на ту же музыку или в другой аранжировке), а Центр, основанный тогда же, и за те же 40 лет - более четырехсот, то это о чем-то говорит. (Кто-то сильно ленится!!)
Во-вторых, с точки зрения концертных охватов (обратите внимание на таблицу: за мои два десятка концертов Черного кофе не удалось услышать даже половину, от и так скромного числа их записей).