Данный обзор-пост кратко рассматривает вопрос о правильном определении стажа рок-исполнителей с примерами, и является логическим продолжением таких публикаций, как "О периодизации", "О датировке рок-релизов", "Об использовании названий" и "Об учете количества композиций".
Исходя из того, что стаж - это продолжительность какой-либо деятельности, применительно к названию публикации, стоит, в первую очередь, поставить следующий вопрос: каковы признаки деятельности (функционирования) музыкального исполнителя?
Мной предлагаются 3 таких признака:
- репетиции
- запись (студийная работа)
- гастроли (концертная работа).
Данные признаки (вместе или по отдельности) позволяют определить, что Рок-исполнитель как коллектив существует (активен, функционирует).
Отсутствие всех указанных признаков свидетельствует о том, что рок-исполнителен не существует (не активен). Здесь возникает следующий вопрос: в течение какого периода времени отсутствие данных признаков позволяет причислить Рок-исполнителя к не-существующим? (Ведь иногда музыканты берут паузу, и отдыхают от творческой занятости). Мной в качестве такого периода предлагается календарный год. Больший промежуток времени предлагает определять как перерыв в общем стаже исполнителя.
Следующий, очень важный, вопрос следующий: с какого времени считать Рок-исполнителя существующим? Отсутствие ясного ответа на него приводит к тому, что год основания того или иного коллектива приводится в разных источниках по разному. Мной предлагается отсчитывать существование Рок-исполнителя от времени появления названия. (Например, хотя в 1987 и 1989 функционировал один и тот же состав музыкантов этого коллектива, название "Tiamat" появилось в 1989, а значит год основания этой группы - 1989. Название "Crimson Glory" появилось в 1983, а значит год основания группы - 1983, а не 1979. Наоборот, название "Легион" появилось в 1979, и хотя Алексей Булгаков пришел в группу в 1981, и ведет отсчет существования группы с этого года, и встречаются даже даты 1982 и 1983, год основания группы Легион - 1979).
Никто еще не обращал внимания на такой факт, как учет полного количества лет функционирования коллектива. Мной предлагается к разнице между числовыми значениями лет прибавлять 1 (например, если Crimson Glory воссоединились в 1996, записали альбом в 1999, а в 2000 гастролировали, то это 2000-1996=4+1=5 лет. Nautilus Pompilius просуществовали 1997-1982=15+1=16 лет, поскольку функционировали и в 1982, и 1997).
Разовые мероприятия коллективов, отдельные от основных промежутков времени, мной предлагается к последним не добавлять (например, несколько недель репетиций Pink Floyd в 2005 с последующим 20-минутным выступлением вряд ли можно считать полноценным годом деятельности группы).
Наконец, стоит рассмотреть такой вопрос, как учет перерывов в общем стаже исполнителя. (Иногда, если название появилось давно, кажется, что у исполнителя очень солидный стаж. Однако, это бывает не всегда).
Например, хотя Deep Purple и основаны в 1968, их реальный стаж составляет:
- 1968-1976=8+1=9 лет
- 1984-н.вр.=40+1=41 год,
итого 50 лет. (Весьма солидно, но с 1968, все же, прошло больше времени).
На первый взгляд, стаж Crimson Glory тоже кажется солидным. Однако, с учетом перерывов, он составляет:
- 1983-1991=8+1=9 лет
- 1996-2000=4+1=5 лет
- 2005-2007=2+1=3 года
- 2010-2012=2+1=3 года.
- с декабря 2023=1 год,
итого, всего лишь, 21 год. (Хотя с 1983 уже прошло в 2 раза больше времени).
Определение общего стажа исполнителя носит, по большому счету, технический характер. Однако, иногда интересно сравнивать творческие достижения исполнителей с их стажем.