На канале РОКЛЯ продолжаются публикации теоретического характера, связанные с Рок-музыкой.
Предыдущими публикациями такого цикла можно считать: "Теория поколений", "О русском R`n`R", "О периодизации", "О датировке рок-релизов", "Об использовании названий", "Об учете количества композиций" и "О стаже исполнителей".
В данном обзоре хотелось бы порассуждать о выгорании музыкантов, под которым, в данном случае, предлагается понимать их специфическое состояние, проявляющееся в существенном снижении, или полном прекращении, активности творческих единиц. (Стоит отметить, что в данном обзоре речь идет о выгорании именно людей, а не коллективов. Творческая активность коллектива - несомненно, более сложный механизм).
Отчасти, данная тема, в ракурсе бездействия отдельных музыкантов, уже поднималась ранее в обзоре "Напрасные годы (часть 2)".
Стоит начать с того, что предлагается выделять выгорание музыкантов двух видов: креативное (творческое), и эмоциональное.
Творческое выгорание выражается в снижении количества и, особенно, качества музыкального материала, носит исключительно субъективный характер, поскольку для оценки качества музыкального материала нет, и не может быть, объективных критериев.
И, тем не менее, меткая оценка "исписался" существует, и активно используется в разговорной речи. Под ней обычно понимается утрата в произведениях музыканта крылатости, вдохновения, глубины, художественной силы и выразительности.
Остается отметить, что часто применяемая ценителями музыки попытка объективной оценки качества музыкального материала через его популярность (количество просмотров, позиции в чартах, продаваемость релизов и т. п.), автором этих строк не рассматривается, т. к. связи между качеством произведений и массовым запросом, по его мнению, не существует.
В качестве примеров творческого выгорания автор привел бы таких мастеров, как Маргарита Пушкина, Дмитрий Варшавский, Юрий Шевчук. В 2-3-х последних альбомах, в записи которых принимали участие эти художники, нет былого полета и вдохновения.
Вопрос об эмоциональном выгорании музыкантов заслуживает более пристального внимания. К созданию этой части материала автора подтолкнули стабильно плохие отзывы о выступлениях Вячеслава Бутусова (в отзывах постоянно встречается, что артист "как неживой, скучный, отрабатывает номер, с потухшими глазами"), появившиеся в последнее время крайне отрицательные отзывы о поведении и выступлениях Григория Лепса, и некоторые другие подобные отзывы.
Таким образом, ниже ставится двуединая задача: выявить критерии эмоционального выгорания музыкантов, и определить признаки влияния такого состояния на их творчество.
В отличие от творческого, эмоциональное выгорание является объективным явлением, описываемым в терминах психологии, неврологии и психиатрии, и включенным в Международный классификатор болезней (МКБ-11, код QD85).
Термин "эмоциональное выгорание" появился сравнительно недавно, в 1974, и, в общем и целом, под ним понимается стойкое эмоциональное истощение личности, сопровождающееся профессиональной, социальной и (или) физической дезадаптацией. Может быть отнесено к разновидности неврозов.
Необходимо отметить, что полноценное изучение вопроса об эмоциональном выгорании невозможно без дифференциации с такими понятиями, как: утомление, перенапряжение, усталость, переутомление, меланхолия, и депрессия. (Вполне возможно, столь подробный экскурс в терминологию будет интересен читателю в широком смысле).
Утомление является объективным, естественным, и физиологическим процессом, является следствием истощения энергетических ресурсов организма, накоплением в работающих органах продуктов обмена (мышцы) или сигналов (нервная система), и сопровождается относительным снижением работоспособности. После правильно организованного отдыха работоспособность при утомлении полностью восстанавливается.
Перенапряжение может рассматриваться как крайняя степень утомления в ответ на чрезмерные, но кратковременные нагрузки. Это пограничное с патологическим состояние, которое, однако, является допустимым ввиду нелинейности жизненных событий, и также, при правильно организованном отдыхе, полностью исчезает и приводит к полному восстановлению работоспособности.
Усталость является субъективным переживанием утомления, и полностью или частично коррелирует с работоспособностью, в зависимости от условий труда и мотивации работника.
Переутомление является следствием чрезмерной и (или) длительной нагрузки на человека и его организм, и (или) отсутствия восстановления после нее. Это патологический процесс, который характеризуется срывом адаптивно-приспособительных механизмов организма, и проявляется резким снижением работоспособности, и физическими (органическими) проявлениями.
Меланхолия - временная или устойчивая настроенческая доминанта, для которой свойственна интерпретация себя и внешней реальности в мрачных красках, с преобладанием мотивов обреченности, ипохондрии, смерти, темного будущего и т. п. В аффективных проявлениях может рассматриваться как синоним депрессии, однако, в обыденно-бытовом смысле, особенно если не сопровождается снижением работоспособности и негативными физическими проявлениями, является чертой личности (причем, одним из четырех устойчивых психотипов). В творческом измерении, меланхолия, несомненно, способствует созданию специфических художественных произведений, что хорошо заметно, в частности, и в музыке (яркими примерами здесь может служить творчество таких исполнителей, как Paradise Lost и My Dying Bride).
Таким образом, в отличие от эмоционального выгорания, эмоциональный дефицит при утомлении/усталости и перенапряжении носит временный и относительный характер, при переутомлении носит характер срыва и сочетается с выраженной дезадаптацией, а при меланхолии эмоции вообще не истощены, но носят выраженную специфическую окраску.
В отличие от эмоционального выгорания, затрагивающего только чувственную сферу личности, депрессия является органической патологией и психиатрическим диагнозом. Депрессия - серьезное заболевание, для которого обязательно наличие устойчивой триады симптомов: гипотимия (стойкое снижение настроения), гиподинамия (выраженное снижение двигательной активности) и заторможенность (замедление мыслительного процесса). (Как видно, столь частое употребление термина "депрессия", в бытовой практике не оправдано).
Стоит заметить, что переутомление, депрессия и эмоциональное выгорание не корректируются обычным отдыхом, и нуждаются в комплексном воздействии с участием специалистов.
Далее, необходимо остановиться на вопросе энергетической основы творчества. Восточные мистические учения уже тысячелетия имеют в своем арсенале универсальную теорию чакр, согласно которой к эмоциональной сфере человека можно отнести чакры 3, 4 и 5, соответствующие солнечному сплетению, сердечному и горловому центрам. Соответственно, в основе эмоционального выгорания музыкантов - истощение энергетических ресурсов указанных чакр, то есть, попросту говоря, обеднение их чувственной сферы.
Творческое выгорание, с энергетической точки зрения, несомненно - более сложное явление, т. к., во-первых, не поддается объективной оценке, во-вторых, часто имеет социальный оттенок (так как творчество часто содержит социальную рефлексию), и, в-третьих, возможно при задействовании 6-й (межбровной) чакры, ответственной за умственную деятельность и интеллект.
Таким образом, судить об эмоциональном выгорании музыкантов можно по двум проявлениям: их творчеству и их жизни. Ярким примером эмоционального выгорания у музыкантов служит Йохан Эдлунд (Tiamat). Ярко вспыхнув на "тяжелом" музыкальном небосклоне в 1990-2000-х, этот музыкант в 2014 решил покинуть Tiamat, честно признавшись, что не может продолжать заниматься творчеством. В 2015 Эдлунд "вернулся", и около года убеждал в интервью, что готов к новым свершениям. Однако до сих пор, кроме вялых выступлений на фестивалях, мы так ничего не увидели.
Этот пример наглядно показывает: эмоциональное выгорание артиста не заметить нельзя - оно проявляется в его бездействии (творчество не может быть лишено эмоций).
А какие Вы, уважаемые читатели и подписчики канала, можете привести примеры выгорания Рок-музыкантов?