Бесспорным является то, что #рок-музыка есть явление интернациональное. То есть, имея общие признаки в виде единых корней и причин происхождения, а также общих черт вроде подхода к звучанию, аранжировкам, сочинительству музыки и текстов, а также специфическим вокализации и имиджевому воплощению, имеет и выраженные региональные особенности, связанные с местом, где эта музыка генерируется.
В этом обзоре ставится цель провести поверхностный анализ основных "параметров" явления, известного как #"русский рок". Это размышления поклонника разноязычной рок-музыки разных поколений со стажем, которые вызваны крайне противоречивыми оценками указанного феномена со стороны других поклонников.
Эти оценки колеблются между крайними "слушаю только русский рок, все наше - навсегда!" до "наши ничего не могут, весь рок сделан там", и редко выражают нечто среднее. Это "нечто среднее" и представлено в данном обзоре.
Ранее об общих условиях появления рок-музыки как культурного феномена, поколениях рок-музыкантов и их поклонников, а также текущем этапе развития жанра, говорилось в статье "Теория поколений".
Общие вопросы
Время зарождения
Как говорилось в указанной статье, появление рок-музыки как сочинительского и исполнительского жанра, а также #субкультуры, непосредственно связано с психологическим, послевоенным и посттравматическим, синдромами, наиболее ярко (и продуктивно) проявившемся среди молодежи.
Странно было бы полагать, что в Советском Союзе, более других стран пострадавшем во Второй мировой войне, не возникла бы рефлексия на нее в виде культурного подъема, в том числе в виде появления рок-музыки.
Факт советского послевоенного культурного подъема, проявившийся во всех жанрах искусства, является бесспорным. Как убедительно показано в книге Андрея Игнатьева и Владимира Марочкина "Хроноскоп русского рока" (2005) с исторической, психологической и астрологической точек зрения, зарождение русскоязычного рока относится к тому же времени, что в остальных странах, то есть к средине 1950-х.
Несильно отличается и возраст рок-долгожителей: например, таких патриархов рок-сцены, как Deep Purple (1968) и Машина времени (1969), или представителей последнего поколения рок-музыки, ставших уже ветеранами, таких, например, как Rammstein и Сплин (оба с 1994).
Более того, как было показано в уже упоминавшейся статье "Теория поколений", развитие в поколениях, и последующее угасание русскоязычной рок-музыки, наметившееся в 2000-х, и отчетливо проявившееся в 2010-х, также происходит синхронно с остальной рок-музыкой.
Таким образом, распространенный как среди поклонников, так и среди критиков так наз. "русского рока" тезис о том, что русскоязычная рок-музыка как феномен, движение и субкультура, пришла к нам со значительной задержкой, и является, по этой и другим причинам, "отсталой" и "неполноценной", представляется мне несостоятельным и принят быть не может.
О другой рок-литературе ранее уже шла речь в обзоре "Что почитать".
О термине
Здесь нужно остановиться на не очень значительном моменте, а именно термине "русский рок".
Будучи, как уже упоминалось, явлением интернациональным, рок-музыка имеет общие черты, причем общих черт значительно больше, чем частных (иначе бы мы не смогли говорить об этом явлении как цельном жанре). Следовательно, так наз. "русский рок" отличается от рок-музыки другого географического происхождения только русскоязычной реализацией с соответствующими ей особенностями произношения, манерой стихосложения, присущими поэтическими образами и т. п. Да, это немало, но, в то же время, недостаточно для того, чтобы "русский рок" существовал как независимый жанр.
Таким образом, куда более точным термином мне представляется "русскоязычный рок". Подписчики и постоянные посетители канала уже могли заметить, что я пользуюсь исключительно им.
Нельзя забывать и о попытках отечественных команд исполнять рок-музыку с англоязычными текстами, о чем ранее уже шла речь в обзоре "Путь на Запад". А уж относить отечественную команду, исполняющую материал на английском языке, к "русскому року" уже никак не получается.
Профессионализм
Некоторые критики русскоязычного рока близоруко считают его "неполноценным", называя искусством самоучек.
Эта позиция не выдерживает никакой критики. Дмитрий Варшавский, Артур Беркут, Алексей Могилевский, Александр Беляев, Кирилл Покровский, Василий Шумов, Федор Васильев, Валерий Гаина и многие-многие другие музыканты имеют музыкальное образование - от музыкальной школы до американской магистратуры, и, несомненно, являются высочайшими профессионалами.
Напротив, Владимир Холстинин, Виталий Дубинин, Вячеслав Бутусов, Сергей Маврин, Александр Васильев, Алексей Булгаков, Егор Летов, Борис Гренбенщиков и многие другие являются самоучками, но стесняться им этого явно не стоит, ибо также несомненно, что они обладают ярчайшей харизмой и прекрасно владеют различными инструментами.
Аналогично, среди западных рок-музыкантов можно привести массу примеров как обладающих музыкальным образованием, так им и не обладающих, но вошедших в историю не слабее его имеющих.
В общем-то, это вопрос несущественный, и не стоило бы даже его рассматривать, если бы не одно результирующее обстоятельство. Музыкальная грамота не гарантирует, а ее отсутствие не препятствует созданию гениальных музыкальных произведений. Куда важнее "склада знаний", пусть и о такой высокой материи как музыка, наличие таких куда более тонких качеств, как талант и харизма музыканта. "Неважно на чем ты играешь, важно - как" - сказал один известный рок-музыкант, и я с ним полностью согласен.
Василий Шумов, 1988: "Я не жалею о том, что не окончил какое-то специальное музыкальное заведение. Мое единственное соприкосновение с музыкальным образованием заключалось в следующем. Когда-то я играл в школьном ансамбле на бас-гитаре. Мы играли втроем. И парень, игравший на соло-гитаре, ходил в музыкальную школу. Однажды он сказал: “Вася, пойдем со мной – у меня хороший преподаватель”. Я пошел. Он меня сразу как-то “правильно” посадил, поставил под ногу какую-то подставку, как-то “правильно” подвернул руку. Я сразу почувствовал неудобство. Он предложил: ”Сыграй что-нибудь”. Я сразу инстинктивно по струне ударил и подтянул – “Пиу!” У него в руках линейка была и он ею по моим пальцам – “Ты брось эту свою “битломанщину”!” Я встал и сразу ушел… (Смеется). На этом все было кончено – раз и навсегда.
...Дело в том, что этому делу пока еще нигде научить не могут, нет кадров. Может быть когда-нибудь, лет через тридцать, какой-нибудь Майк (Науменко - прим. РОКЛЯ) станет доцентом кафедры рок-н-ролла в ленинградской консерватории… То есть, кадров нет, некому учить".
Совершенно лишним будет сказать, что среди музыкантов, имеющих музыкальное образование, много тех, кто не создал существенных произведений, которые на кого бы то ни было повлияли, и остались бы в истории...
Таким образом, сравнение уровня профессионализма отечественных и зарубежных рок-исполнителей ни к чему не приводит. Поклонники ценят их явно не за "корочки".
Социально-культурные особенности
А вот эта тема, безусловно, достойна отдельного рассмотрения и специального исследования. В рамках нынешнего обзора можно лишь очень поверхностно рассмотреть влияние социальных и культурных особенностей - политических, культурных, религиозных и прочих - на рок-музыку.
Прежде всего, весьма условно, стоит отметить, что в послевоенном мире рок-музыка получила ощутимое развитие в развитых странах - СССР, США, Великобритания и континентальная Европа, Япония. В регионах к низким уровнем жизни - Африка, Индия, Южная Америка и т.п., сколь-нибудь заметной деятельности рок-групп незаметно. Это не удивительно: если население занято борьбой за выживание, людям не до творчества, музыки и романтики.
Вне всякого сомнения, на содержание рок-музыки повлияли предшествующие ей культурные пласты - как общие для всего мира (например, довоенные jazz и blues), так и более характерные для конкретного региона (например, country в США, или folk музыка в Великобритании). В последующем, по мере развития рок-музыки как жанра, эти особенности, в свою очередь вылились в новые специфические региональные черты (например, "родиной" grunge считается США, страны Скандинавии известны по волне black metal, а для русскоязычного не-тяжелого рока столь характерно влияние chanson).
Говоря о русскоязычной рок-музыке, нельзя обойти стороной тему ее запретов в СССР. Сразу стоит сказать, что за исключением относительно короткого периода 1984-1985, по-настоящему серьезных запретов на рок-музыку в СССР не было, прежде всего потому, что у органов власти, партийных, комсомольских и прочих молодежных организаций не существовало единых взглядов на нее. Проводились и рок-концерты, и рок-фестивали, были организованы рок-клубы - пусть часть из них полулегально, но рок-движение имело место, и полностью подпольным его назвать не получается.
Период 1984-1985 можно считать действительно временами жестких ограничений на деятельность целого ряда ансамблей "черного списка". Именно он позволяет некоторым критикам считать его причиной "задержки развития" рок-музыки в СССР - тогда, когда как раз проходило становление и развитие его наиболее яркого периода.
И вот тут хочется возразить им: разве давление и запреты не оказывают мобилизирующего действия на творческую, да и не только, личность? Ведь, как известно, "на всякое действие есть противодействие". Сколько групп навсегда ушло в тень благодаря запретам? Только те, которые не смогли мобилизоваться, сплотиться, найти дорогу к слушателю в необычных условиях. Но такие исполнители все равно мало жизнеспособны, и ушли бы со сцены не по этим, так по другим бы причинам!
Аквариум, #Кино, Центр, #ДДТ, Легион, #Черный кофе, Алиса - эти и другие легенды и ветераны русскоязычной рок-музыки не только пережили запреты и давление, но и стали в результате сильнее.
Наконец, нельзя не упомянуть о влиянии религиозных особенностей на рок-музыку. #религия - сложное явление, и в общих чертах можно сказать, что религия в той же степени повлияла на рок-музыку, в какой и на общество. В странах с мягким религиозным "климатом", где религии больше напоминают что-то вроде традиции, их влияние на искусство ограничивается рефлексией на вечные вопросы (добро, зло, Бог, смысл жизни, смерть, истина и т.п.).
Хорошим примером такого влияния является так называемый #"христианский рок" (напр., отечественные ДДТ, Легион, Черный кофе), где рок-традиции гармонично сочетаются с вполне умеренным богоискательством.
В странах же, где религии являются существенной частью политики и (или) системы подавления, они способны оказать на искусство негативное влияние. Например, за создание рок-музыке где-нибудь в Иране до сих можно не только оказаться в тюрьме, но и пойти на казнь.
Таким образом, социально-культурные региональные особенности, несомненно, повлияли на развитие рок-музыки, но также несомненно и то, что в целом рок-музыка в разных частях планеты неизбежно и синхронно прошла все этапы своего развития.
Реализация
Поиск талантов
Рассматривая систему поиска и продвижения новых талантов в рок-музыке, можно столкнуться с первым принципиальным различием между отечественным и западным роком.
В общих чертах, западная система поиска талантов представлена сетью продюсерских центров. Даже не имея никакого start up в виде изначального капитала или связей в mass media, любой исполнитель (например, начинающая группа) может сделать demo запись и разослать ее тем продюсерам, каким пожелает. И тогда кто-то из них может предложить контракт на записи и концерты. Достаточно ознакомиться с историями западных рок-групп, чтобы увидеть, что именно так они и начинали свою историю.
Рассматривая отечественную систему поиска и продвижения рок-талантов, можно увидеть, что рассматривать нечего - такой системы не было, нет, и уже не будет. Путь русскоязычного рок-артиста к публике лежит "через тернии к звездам", и, увы, в этих терниях погибают, или остаются недооцененными многие и многие артисты.
Нет, шоу-бизнес у нас есть, но он крайне узок и носит сугубо корпоративный характер (продвижение уже "раскрученных" артистов или обслуживание "юных дарований" людей с положением и капиталом). Свои демо слать просто-напросто некуда...
Почему отечественный шоу-бизнес, даже в активные для рок-музыки 1990-2000-е, не захотел заниматься поиском талантов и хорошенько заработать на них? На этот вопрос у меня напрашивается только один ответ - причина в присущем нам восточном, а не западном #менталитете, о котором будет идти речь и далее.
Более того, развивая эту мысль, можно увидеть, что уникально неблагоприятное сочетание узости и корпоративности отечественного шоу-бизнеса приводит в тому, что на нашей рок-сцене авторитет сильнее эффективности. Примерами могут служить рок-ветераны, давно не блещущие креативностью, но неуклонно собирающие стонущие залы, говорящие о кумирах не иначе, как с придыханием (об этом ранее шла речь в обзоре "Напрасные годы").
Звукозапись и звучание
Бесспорно важным аргументом, приводимым теми, кто считает русскоязычный рок "неполноценным", является качество записей и звучания большинства отечественных рок-исполнителей.
Действительно, только в отечественной рок-культуре и практике звукозаписи присутствует такой феномен, как "магнитоальбом". Он означает: подпольно, полулегально записанное музыкальное произведение, которое с полноценным альбомом роднит запись в студийных (не концертных) условиях, и иногда даже - сведение, а с demo записями - низкое качество и отсутствие продюсера (или стихийное продюсирование), приводящее к частичной потере богатой палитры потенциала самого материала..
Но вот, мало кто задавался вопросом: почему в "золотые 80-е" русскоязычного рока основные записи были сделаны полуподпольно?
Как было выяснено выше, лишь небольшой период - всего лишь пара лет - из 1980-х были связаны с настоящими запретами, остальное же время записи классических русскоязычных рок-групп делались полуподпольно (например, в самодельных студиях) только по причине отсутствия рок-культуры как сегмента культуры общей. Этот феномен уходит своими корнями глубоко в восточный менталитет, столь присущий нашей территории. Если на Западе развитие рок-музыки и соответствующей ей высоко развитой культуре звукозаписи и продвижения артистов базируется на демократических установках (рок-музыка - часть культуры, пусть развивается, развлекает народ, и на этом можно заработать), то "пассивное" развитие рок-музыки у нас объясняется менталитетом восточным (что не соответствует официальной идеологии, того не существует, или, по крайней мере, не замечается как достойное внимания, прибыль не имеет большого значения).
Развивая этот вопрос далее, следует отметить, что даже записи, сделанные на официальных студиях звукозаписи советского радио, телевидения, или студии Всесоюзной фирмы грамзаписи Мелодия (например, "Свинья на радуге" (1982) ДДТ, "Переступи порог" (1987) Черного кофе, "Герой асфальта" (1987) Арии, "Князь тишины" (1988) Nautilus Pompilius, и др.), отличает все то же специфическое качество звучания, явно не дотягивающее до западных рок-стандартов.
И здесь напрашивается вывод, который до этого я встречал только в рассуждениях Василия Шумова (Москва: Центр, solo). Его суть состоит в том, что в посредственном качестве звучания большинства советских рок-релизов виновата не "убогость" и "отсталость" исполнителей, а недостойное место рок-музыки в общей культуре, отсутствие шоу-бизнеса для ее продвижения, недоступность для рок-исполнителей не только студий, но и средств коммуникации со слушателем.
Именно этот однобокий подход в отечественной культуре и привел к тому, что русскоязычным рок-группам не хватило не профессионализма и энтузиазма, а условий для создания и системы продвижения музыки.
В этом свете, можно сказать, что наоборот, не "неумелость" и "отсталость" отечественных рок-исполнителей, а их беспредельный энтузиазм и вера в собственный материал донесли до нас исключительно сильные рок-произведения.
Культура релизов
Соответственно зачаточным формам культуры отечественной звукозаписи (по крайней мере, в 1980-х), можно сказать, что долгое время в такой же форме оставалась и культура релизов.
По сути, в 1980-х она представляла собой нечто прямо противоположное западной системе. Вместо наблюдаемой там схемы (назначается дата релиза, разрабатывается план промо-акций, подогревающих к нему интерес, выпускаются синглы и клипы, спрос на релиз рождает предложение, выражающееся в его тираже), в истории советских рок-групп можно было наблюдать забвение со стороны официальных средств массовой информации, никем не афишируемый и заранее дефицитный выпуск пластинок, который уточнялся по "сарафанному радио", и за которыми выстраивались очереди... А ведь альбом "Круиз-1", например, был продан тиражом более 12 миллионов (!!) экземпляров, а первый тираж альбома "Переступи порог" составил 1 миллион 200 тысяч экземпляров!
Какое же можно было устроить продвижение этим релизам! - И тем не менее, не будем забывать: эти исполнители все равно нашли дорогу к своему слушателю. Тонкая энергия творчества победила обстоятельства.
К тому же, период 1990-2000-х все же связан с относительным развитием культуры продвижения отечественных рок-релизов.
Клипы
Еще одним параметром, по которому русскоязычная рок-музыка явно проигрывает коллегам с Запада, являются видеоклипы. Причем, в оригинальности сценаристам, постановщикам, операторам и самим музыкантам не откажешь: в наивности и (или) общем низком качестве видеоклипов русскоязычной рок-музыки "виновата" все та же однобокость киноискусства в целом, и съемочной практики в частности: можно снимать прекрасные фильмы про войну, романтику, героику или бытовую неустроенность, но чтобы снять клип на рок-композицию, требуется все та же традиция: условия, подготовка персонала, изучение чужого опыта, материально-техническая база.
Можно повториться: отечественные студии звуко- и видеозаписи, как правило, обладали и обладают хорошим материальным оснащением, но мало кто из обладает правильным пониманием о записях и съемках клипов, грамотным подходом к этому процессу, владением его закономерностями.
Иными словами: есть, где записывать и снимать, но это некому делать, так как этому никто не обучал, это оказалось, в силу ряда причин объективного и субъективного характера, в стороне от общего внимания...
Ниже хотелось бы привести пару примеров видеоклипов к рок-композициям отечественных исполнителей, которые я считаю не уступающими западному уровню, но в целом, как и в вопросе о качестве звукозаписи, приходится констатировать, что они этому уровню заметно уступают.
Кстати, те, кто полагает, что западные рок-клипы все сплошь высоко художественны, ошибаются: нет-нет, но даже классики-титаны рока иногда снимали настолько наивные клипы, что остается только развести руками (хотя это, конечно, исключение, а не правило).
Концерты
Испытывающие антипатию к русскоязычной рок-музыке обычно считают, что рок-концерты и рок-фестивали пришли в нашу жизнь только с перестройкой.
Однако, даже самое беглое изучение этого вопроса показывает, что первый опыт проведения рок-фестивалей в СССР относится ко второй половине 1960-х - 1970-м, то есть, к тому же периоду, что и на Западе. Ленинградский рок-клуб, занявшийся активной концертной деятельностью, был создан в 1981 - задолго до перестройки.
Совершенно очевидно, что по части качества организации, звукорежиссуры, освещения и зрелищности, концерты отечественных рок-групп существенно уступали и уступают западным коллегам. Но, как и в случае с уже разобранными вопросами с записями и клипами, и ниже рассматриваемым вопросом о рок-поэзии, нельзя не отметить, что, раз концерты и фестивали у нас проводятся по времени столько же, сколько и на Западе, проблема их посредственной организации и проведения имеет корни не в недостатке опыта, а все в том же своеобразном менталитете. Если логика западного шоу-бизнеса простая и жесткая (зритель платит деньги, и хочет за них увидеть хорошее шоу с хорошей организацией/если он этого не получит, он больше не заплатит), то стиль ведения дел у нас состоит в модели, которую я называю "крестьянским мышлением" (попробуем сделать, а там как Бог даст/люди ходят, и пусть дальше ходят, не придут сегодня - придут завтра). Вопросы дохода, прибыльности и доверия, как видно, для нашей территории довольно вторичны, а модель поведения и ведения дел имеет корни не в практических, а в "теоретических" вопросах авторитетов и специфического доверия, традициях типа "русского авося".
Если кто-то думает, что с развитием системы и расширением масштабов проведения рок-фестивалей и концертов ситуация изменилась, то он скорее ошибается. Несомненно, некая организация и зрелищность на рок-мероприятиях появилась, но в целом, во всем просматривается все тот же странный восточный менталитет.
Автору этих строк довелось побывать на фестивале "Нашествие" в 2008 сразу два раза: первый и последний. Ноги, обмотанные наспех купленными пакетами, утопали по колено в грязи, по полю ездили, размешивая вековую грязь, бронетраспортеры (!), а чтобы попасть в фан-зону, нужно было идти несколько десятков метров с поднятой рукой, на которой победным флагом был закреплен браслет. Только здесь мероприятие с такой слабой организацией может проводиться не один раз, а годами и десятилетиями.
В 2010 удалось побывать и на фестивале "Рок над Волгой". Путь к фестивалю в виде тропинки пролегал через какое-то цыганское поселение. На огромном, вытоптанном фестивальном поле выстроились три километровые очереди - одна к туалетам, другая к единственному продавцу хот-догов, и третья, поменьше - за пивом по фантастической цене. Купившись на то, что очередь за пивом была несколько меньше, мы разорились на пару банок, и после первого глотка выбросили его - пить эту жидкость было невозможно...
Буквально через два месяца я оказался в Германии, на Wacken Open Air. Предложение по блюдам и напиткам было, кажется, бесконечным, цены исключительно демократичными, туалеты доступны, поле чистым, звук отличным, а публика и персонал приветливы. Разница была ощутима физически и ежесекундно.
"Почему ТАМ могут, а у нас нет?" - кажется, этот риторический вопрос задавали, задают и будут задавать здесь всегда.
Подводя итоги по параметрам реализации русскоязычной рок-музыки (поиск талантов, звукозапись, релизы, клипы, выступления), остается констатировать, что они существенно отстают от западных, и не находятся в эволюционном развитии.
Основной причиной этого является не ее "отсталость" или позднее начало развития, а разница в менталитете - образе мышления, подходе к ведению дел и ответственности.
Тексты
Насколько часто в упрек русскоязычному року ставится его посредственное студийное и концертное воплощение, настолько часто к его достоинствам относят тексты песен.
Рассматривая этот вопрос, стоит сказать, что хорошие поэты, конечно, встречаются везде - и на Востоке, и на Западе. Но тексты песен - поэзия специфическая, и поэтому в русскоязычной, и западной рок-музыке она преследует, отчасти, различные цели. В самом общем виде, развитость западной массовой культуры ставит перед музыкой цель "дать развлечений", а условия, в которых зародился и развивался русскоязычный рок, диктовали текстам цель "объяснить смысл жизни". Отсюда любовно-приключенческий и бытовой тренд у текстов западной рок-музыки, и философско-богоискательский и гражданственный - у отечественной. Добавим к этому глубокие традиции русской поэзии с ее близостью к природе, образностью и гуманитарной адресностью - и получим русскоязычную рок-поэзию как явление, заслуживающее специального исследования.
Ссылки на филологические исследования, посвященные текстам альбомов "Метель августа" (2000) ДДТ и "Чужая земля" (1992) Nautilus Pompilius, приводились, соответственно, в публикациях "Метель в августе" и "Прощай, Чужая земля".
Сказанное ни в коей мере не утверждает, что в западной рок-поэзии не встречается глубокой, образной поэзии. Напротив, тексты песен Iron Maiden или Tiamat ничуть не уступают текстам Юрия Шевчука, Ильи Кормильцева, Маргариты Пушкиной и других выдающихся отечественных рок-поэтов. Переводы указанных западных исполнителей рассматривались ранее в обзорах "Готический стиль" и "Каин".
О влиянии Запада
Напоследок хотелось бы осветить тему заимствований. Русскоязычный рок часто упрекают в его не-креативности: "ничего сами не могут, все с Запада слизали!"
Этот вопрос мне не кажется существенным как минимум по двум причинам. Во-первых, достаточно ознакомиться с новостями западной рок-музыки, чтобы увидеть: тема заимствований для нее актуальна не меньше. (Эта тема вообще довольно актуальна в искусстве). Во-вторых, эта тема не кажется мне важной. Помните? - "Важно то, КАК ты играешь". И это действительно так: если группа играет произведение со своим неповторимым шармом, развивает оригинальную аранжировку, добавляет в него свое фирменное звучание, то пусть это будет в какой-то мере плагиат.
Когда мне на глаза попадается какая-то новость о заимствованиях, я всегда стараюсь послушать оригинал и "плагиат". И могу дополнительно заметить: оригинал часто настолько неинтересен, что он иногда вполне заслуживает своего места на пыльной полке, где и лежал бы достоянием историков, если бы не "плагиат", который любим зачастую куда больше.
В заключении приведенных размышлений хочется подвести итоги. Мой основной вывод состоит в том, что русскоязычный рок не является по сравнению с рок-музыкой Запада ни отсталым, ни неполноценным, ни вторичным.
Да, он имеет выраженные региональные особенности - культурные, исторические, ментальные, но такие особенности у рок-музыки есть, в той или иной мере, на любой территории.
Наверное, стоит согласиться с мнением большинства в том, что тексты русскоязычных рок-песен являются их несомненным достоинством. С другой стороны, таким же несомненным недостатком отечественной рок-музыки является так и оставшаяся в зачаточном состоянии, в силу ряда объективных и субъективных причин, система и культура его реализации.
Что касается автора этих строк, то я никогда не был аудиофилом. Качеству звучания, рейтинговым позициям, зрелищности, трендовости и продаваемости творчества рок-музыкантов я предпочитаю их содержание и креативность. Мне нравится слушать артистов с своим неповторимым стилем и харизмой - советую это и уважаемым читателям и подписчикам канала РОКЛЯ.
Является ли "русский рок" тем самым простым и наивным Колобком, о котором поется в одноименной песне? Каждый решает сам...