«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображения уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение.
Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства.»
из дневника Казимира Малевича.
В 1915 году Казимир Малевич представил свету картину «Черный квадрат» на выставке «Последняя выставка футуристической живописи 0.10», где 0 означал новый старт в истории искусства, который представляет суперматизм. В начале 20 века движение футуристов поглотило все сферы культуры в России, манифест писателей «Пощечина общественного вкуса», манифест Малевича «От кубизма и футуризму к супрматизму» и манифест «Искусство шумов». Это движение целенаправленно сбрасывало с корабля современности все старое, отходя от форм, привычных на тот момент людям. В картине «Черный квадрат» лежат корни «минимализма».
В истории до Малевича было много черных закрашенных поверхностей. Самый ранний из известных «квадратов» был создан в 1617 году, он принадлежал руке Роберта Фладда и назывался «Великая тьма».
Далее по хронологии следует француз Берталь, который в 1843 году создал «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». В клуб любителей черных прямоугольников также вошли Гюстав Доре с его «Сумеречной историей России» и Пол Билхолд с «Ночной дракой негров в подвале».
Главным аргументом против оригинальности Малевича является эксцентричный француз Альфонс Алле, создавший в 1893 году знаменитую работу, уже не оригинальную даже по названию, «Битву негров в пещере глубокой ночью».
Так в чем заключается уникальность «Черного квадрата»? Ведь Малевича можно было бы обвинить в плагиате, подтвердив надписью: «Битва негров ночью». Но, как бы нам не хотелось искать потаенный смысл, мы его не найдем. Оригинальность «Чёрного квадрата» на поверхности. Все предшественники называли закрашенные геометрические фигуры сюжетными картинами, Малевич назвал картину тем, чем она является. Чёрный квадрат - это чёрный квадрат. Безрассудно, но так это и есть. Именно в этом заключается уникальность его произведения. Да, черный цвет получается за счет смешивания красок, которые поглощают свет, но суть именно в форме и названии. Именно с оригинала картины 1915 года начался рассвет композиций геометрических фигур, не несущих глубокой философии, потому что все лежит на поверхности.
Литература по теме, которая может вас заинтересовать:
- "От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм" К.Малевич.
- "Казимир Малевич: «Необходимо строить творчество, сжигая за собой свой путь»" П. Байдина