Здравствуйте дорогие читатели моего канала. Сегодняшнюю тему на меня навеял разговор с моей знакомой, которая оказалась не готовой к резкому взрослению своего ребёнка 11-ти лет, и проявлению у него готовности к самостоятельности.
Кстати, вы дочитайте эту статью до конца. Ниже я приведу одно занимательное упражнение. 👌
Я называю этот возраст, начало подростковости - начинающий подросток. Ну потому что еще вчера это был абсолютный ребёнок, и вроде как он продолжает им оставаться, но сегодня он резко изменил траекторию, и стал держать курс к своей личной свободе.
Я понимаю, что может пугать и настораживать родителей в этом непростом сепарационном процессе, и попытаюсь изложить здесь основные тревожащие их вещи.
Заблуждения родителей подростков
1. Вы больше не нужны ребёнку.
Процесс отделения от родителей, взросления детей - он достаточно продолжительный, в идеале плавный и незаметный для всех сторон процесса. Многие родители убеждены, что их ребёнок больше не нуждается в них, раз перестал проводить с ними столько времени как раньше. Но конечно на самом деле тут вступает в силу какие-то эмоции родителей, которые толкают их на то, чтобы так думать - иногда это обида на детей, раздражение, злость. Важно отделить эти чувства, не дать им захлестнуть вас и разрушить отношения с собственными детьми.
Подростком сейчас, быть может даже как никогда раньше, нужна ваша забота и поддержка. Им нужно от вас главное - ваша вера в них.
2. Мой ребёнок носки за собой не убирает, как он может быть самостоятельным.
Такое мышление также распространено среди родителей. Многие из нас связывают такие понятия как способность следить за собой, своими вещами, наличие помощи по дому и т.д. с тем, что ребёнок напрямую готов стать самостоятельным. Но позвольте мне тут поспорить. Для меня эти вещи никак не связаны с сепарационным процессом. Родители требует от своих детей поддержания порядка и чистоты в доме. Но их ребёнок злится и обижается на них ещё сильнее. Ему на волю хочется, а тут какие-то требования. И чаще всего вы будете испытывать такое сопротивление и непонимание от него до самого того момента, пока ребёнок окончательно не вырастет и не станет жить отдельно от вас, по своим порядкам и правилам. Да, кого-то из нас можно заставить из-под палки что-то делать и мы безропотно будем это исполнять. А кто-то будет держать оборону до победного. А есть такие покладистые зайки, кто и так послушный и аккуратные, по натуре своей, и прибирают свою лужайку самостоятельно. Все мы разные зайки 🐰, и в этом вся прелесть.
Уметь договариваться со своим ребёнком о разных вещах, доверять ему, в том числе и не бояться поручать ему какие-то дела по дому - всё это залог для того, что в конечном итоге он будет адекватно относиться к каким-то вашим просьбам и требованиям. Это не взаимоисключающие друг друга процессы. Безусловно нужно прививать своему ребёнку мысль о том, что необходимо заботиться о доме, в котором проживаешь, учить обслуживать себя, делать какие-то базовые бытовые вещи. Но важно помнить, что ни в коем случае нельзя укорять ребёнка в его несостоятельности, принижать его, и апеллировать тем, что он еще ничего не умеет.
3. Ну с ним обязательно что-то плохое случится!
Родительская тревога и воображение рисует самые ужасные сценарии. Тревожиться за своих детей - нормально. Но тут опять же существует определённая грань того, как и с какой интенсивностью вы тревожитесь. Не передаёте ли вы эту тревогу детям? Часто родители говорят очень много страшных вещей своим детям, буквально открывая перед ними дверь в этот мир, они сообщают ему о том, что это место снаружи полно опасностей и плохих людей. А безопасное место - это наш дом и твои родители. С такими жизненными установками ребёнок долго не захочет покидать родительское гнездо. Да ему и так может быть страшно. Вы вспомните себя в его возрасте! Наверняка и вам что-то было немного тревожно делать впервые без помощи родителей.
В заключении моих размышлений, хотелось бы порекомендовать вам одно упражнение.
Оно применяется именно для того, чтобы прочувствовать на себе весь сепарационный процесс. Предлагаю вам попробовать его как-нибудь со своими детьми.
Участники: папа, мама, ребёнок. Важно, что всё упражнение делается молча: участвуют лишь наши глаза, мимика, тело.
Папа и мама держатся за руки, между ними встаёт ребёнок. Какое-то время он находится между своими родителями, ловит свои ощущения, чувства. Затем начинает присматриваться к своим родителям, считывать их эмоции, их готовность к тому, чтобы он вышел из-под их опеки.
Быть может будет готов папа, а мама нет, либо наоборот. Или же вовсе оба родителя будут крепко держать руки, удерживать до последнего родительские оковы.
Ребёнку же важно мысленно, используя только язык тела, свою мимику, договориться со своими родителями о том, что ему пора выбраться из круга.
А бывает, что ребёнку так комфортно, и он остаётся в этом круге.
В этом упражнении участники могут поменяться своими ролями. Тем самым, прочувствовав каждый чувства и ощущения другого члена семьи.
Я от души рекомендую вам проделать данное упражнение.
Благодарю вас за внимание!
Читайте далее: