История купеческой семьи Гребенщиковых для Самары типична. Основатель клана Семен Антонович Гребенщиков родился в 1831-м году в крестьянской семье в селе Печерском Сызранского уезда.
Через расположенное на живописном волжском склоне село проходил со своим пятитысячным отрядом Стенька Разин, останавливались во время путешествий по Волге Петр I и Екатерина II. Отметился здесь и директор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов, открывший в 1861-м году в Печерском школу первой ступени с четырехлетним курсом обучения.
Семен Гребенщиков, являясь ровесником отца будущего пролетарского вождя, к этому времени из школьного возраста уже вышел, проживал в Самаре и занимался предпринимательской деятельностью, изначально фигурируя в списках владельцев кирпичных заводов, а позже, наряду с купцами Назаровым и Колодиным (дедом со стороны матери Константина Головкина), став одним из главных торговцев дровами в городе.
«Рабочее место» крестьянина, ставшего купцом, было на берегу Волги, где вдоль всего городского побережья стояли дровяные сараи и лесопилки и швартовались плоты со сплавляемым в Самару дровяным лесом. Пристань Гребенщикова соседствовала с пристанью другого крупного лесоторговца Фирса Наймушина. Стабильный спрос на дрова обеспечивал высокую прибыльность – но случались у лесоторговцев и неприятности. Так, 26 июня 1885-го года газета «Самарский вестник» в рубрике «Дневник происшествий» сообщала : «24-го июня в 2 часа пополудни, на лесной пристани купца Наймушина произошел пожар, перешедший впоследствии на соседния пристани купцов: Гребенщикова и Новокрещенова. Загорелось первоначально одна из так называемых коек и, пламя раздуваемое продолжавшимся несколько дней сильным ветром, мгновенно охватило соседния койки, угрожая апасностью не только лесной пристани, но и всему городу. Быстро прибывшия пожарныя команды всех частей успели остановить дальнейшее распространение огня, пожар к 6 часам вечера был потушен. Сгорело 34 койки, 5 амбаров, 3 флигеля, 703 доски и обгорели 500 бревен. Лесной пожар этот не застрахованы. Убыток по объяснению владельцев, определяется в 6300 руб. о причинах пожара производится дознание».
В 1857-м году 26-летний Семен Гребенщиков женился на 15-летней Марии Владимирской. По социальной иерархии молодожены друг другу соответствовали – Мария была младшей дочерью происходившего «из отпущенников» самарского мещанина Фадея Андреевича Владимирского.
В семье родились пять дочерей и четыре сына, и браки детей, в свою очередь, отразили существенное повышение статуса Гребенщиковых: дочь Александра вышла замуж за купца Тихона Ефимовича Фаддеева, Мария – за дворянина Николая Хитрова, сына начальника Самарского жандармского полицейского Управления железных дорог, а третий сын Михаил женился на дочери потомственного купца Лидии Жижиной. Теща Михаила Александра Осиповна, урожденная Юрина, была сестрой, а жена, соответственно, племянницей знаменитого самарского нотариуса Евдокима Осиповича Юрина, прозванного в городе «человеком-эпохой».
Именно Лидия Петровна Жижина-Гребенщикова значилась владелицей особняка на бывшей улице Вознесенской, сейчас имеющего адрес Степана Разина, 65. Дата возведения двухэтажного особняка, сочетающего элементы неоклассицизма и «кирпичного стиля», определяется в интервале 1900-1915. Выглядело здание солидно и эффектно.
Симметрия статичной и монументальной 7-осевой композиции слегка нарушалась расположенной по крайней правой оси прямоугольной проездной аркой во двор. Трехосевая центральная и одноосевые фланкирующие части выделялись неглубокими выступами-ризалитами, обрамленными в уровне первого этажа пилястрами с крупным фактурным рустом. Во втором этаже ризалиты окаймляли спаренные трехчетвертные колонны с базами, опирающимися на подоконный пояс и капителями, поддерживающими фриз.
Прямоугольные оконные проемы первого этажа окантовывали профилированные «перспективные» наличники, подчеркивавшие толщину и массивность стен, увенчанные замковыми камнями . Окна второго этажа обрамляли пилястры на базах, выделенных белым цветом, фигурные сандрики и лопатки-«ушки» по бокам.
По крайним осям в уровне второго этажа были вывешены два балкона на мощных фигурных кронштейнах, разделял этажи карнизный пояс с крупными сухариками. Венчал здание фриз, раскрепованный над колоннами и карниз с поясом сухариков. Завершение центральной части было выполнено в виде связанной с фризом полукруглой аттиковой стенки с повторяющими изгиб нишами и выложенными из фигурного кирпича колечками.
Михаил и Лидия Гребенщиковы проживали здесь вмести с сыновьями-погодками Евгением, родившимся в 1899-м и Анатолием – в 1990-м, до революции. Дальнейшая судьба владельцев неизвестна, а их брутальный импозантный особняк ждала национализация. В советское время в ходе тенденции по надстройке исторических зданий дом тоже попал под раздачу, то есть под возведение дополнительных этажей.
Став в итоге четырехэтажным, прежнюю гармонию и целостность облика во многом утратил, но благодаря дореволюционному «запасу прочности», качеству материалов и строительных работ до сих пор выглядит впечатляюще и продолжает служить жильем.
Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете