Найти в Дзене

Как не стать жертвой телефонных мошенников

Оглавление

По данным февральского опроса ВЦИОМ 67 % россиян признались, что за последние полгода-год получали фейковые звонки. За 2023 год мошенники украли у россиян почти 16 млрд рублей, сообщает Центральный Банк России.

Как не стать жертвой телефонного мошенничества, расскажем в этой статье.

Ало, вашу карту скоро заблокируют

Телефонное мошенничество - действия злоумышленников с применением методов социальной инженерии, которые направлены на обогащение путем обмана телефонного собеседника. Каждый день злоумышленники придумывать новые мошеннические схемы.

Вам могут позвонить и сказать, что ваш родственник попал в беду, вы выиграли в лотерее или о том, что на вас оформили кредит - это список не является исчерпывающим. Главная задача телефонных мошенников - ввести жертву в заблуждение и заставить выдать свои учетные данные, номера банковских карт и т.п.

Популярная схема FakeBoss

По данным специалистов компании F.A.C.C.T. в 2023 году была особенно популярна схема FakeBoss.

Схема выглядит следующим образом: жертве приходит сообщение с фейкового аккаунта руководителя о том, что нужно поговорить по телефону с «куратором». В результате беседы мошенники убеждают вывести деньги на безопасный счет. Расчет в том, что подчиненный не сможет отказать начальнику и выполнит все, что он попросит.

Компания F.A.C.C.T. была одной из первых, кто в сентябре прошлого года вскрыл новую опасную мошенническую схему. Начинали мошенники с учителей, медиков и сотрудников оборонной сферы, затем переключились на чиновников и топ-менеджеров.

Есть два самых распространенных сценария, которые используют телефонные мошенники при реализации схемы FakeBoss:

1. Сотрудники организации якобы подверглись мошеннической атаке, в результате утечки средства на их банковских счетах и вкладах могут быть похищены, а на их имя оформлены кредиты.

2. Кто-то из сотрудников организации занимается финансированием терроризма.

Таким образом, преступники могут одним звонком достичь двух целей: собрать сведения, которые используют в дальнейших атаках, и параллельно запустить классический скрипт о необходимости перевода денег на «безопасный счет» или о досрочном погашении кредита, который собираются оформить мошенники. Чтобы переводы не заблокировали, деньги жертве предлагают снять через банкомат и передать курьеру.

Как себя защитить?

Задача любого мошенничества по телефону - вывести жертву из эмоционального равновесия, например, напугать, заставить нервничать и, в итоге, подчинить своей воле. При разговоре с незнакомым человеком важно проявлять бдительность и осторожность.

Вы должны понимать, что злоумышленники обязательно попытаются заставить вас что-то сделать, а именно:

  • Перевести деньги под предлогом оплаты налога на выигрыш в лотерее, оказания финансовой помощи другу, близкому человеку, попавшему в беду и т.п.
  • Выдать личную информацию, например, номер банковской карты или данных от учетных записей
  • Перейти на сайт по ссылке (так жертва попадает на фишинговую страницу)
  • Скачать на свое устройства приложение, файл, которые могут оказаться вредоносными.
  • Поехать к банкомату, снять деньги и передать их курьеру.

Если вы понимаете, что собеседник предлагает вам сделать что-либо из перечисленного выше, будьте осторожны. Откажитесь от выполнения просьбы и попытайтесь с кем-то проконсультироваться — с родственникам, сотрудниками банка или полиции. Случалось, что постороннее вмешательство разрушало “магию” мошенников, и жертва успевала сохранить свои сбережения.

Помните: любая информация, которая вам поступит с неизвестного номера телефона, потенциально может нести угрозу. Не теряйте бдительность и соблюдайте принцип “нулевого доверия”.

Для того, чтобы оставаться в курсе актуальных новостей в сфере информационной безопасности, подписывайтесь на канал “Кибербез по фактам” в Дзене, а также на наш остросюжетный Телеграм-канал.