Продолжаю свою серию статьей о подвигах Геракла. Если вы пропустили рассказ о предыдущих трех подвигах, то оставляю ссылки ниже:
Миф о эриманфском вепре является логическим продолжением легенды о керинейской лани, которую, как символ девственной природной красоты, Геракл принес в Аркадию. Если предыдущий миф был связан с именем Артемиды, то миф об эриманфском вепре связан ее братом Аполлоном, хотя эта связь далеко не очевидна (о скрытом смысле мифа будет рассказано ниже).
После того, как наш герой поймал керинейскую лань, царь Еврисфей приказал Гераклу принести живым огромного вепря, который жил на склонах горы Эриманф и опустошал окрестности города Псофида. Обладавший чудовищной силой, эриманфский вепрь наводил ужас на бедных жителей. Но так страшны были его клыки и копыта, что никто не отваживался пойти в лес и убить зверя.
На пути к Эриманфу Геракл решил навестить своего друга — кентавра Фола. Ради дорогого гостя Фол распечатал пифос с вином, оставленный Дионисом специально для такого случая. Вот только запах напитка привлёк других кентавров, которые напали на дом Фола. Все дело в том, что вино принадлежало не одному только Фолу, а было достоянием всех кентавров.
Хозяин в страхе спрятался, а Геракл принял бой. Мать кентавров, богиня облаков Нефела, пришла на помощь своим детям. Она пролила на землю дождь, из-за чего Гераклу было тяжело стоять на мокром полу, а тетива его лука намокла. Однако он всё равно победил: кого-то убил, а выжившие кентавры обратил в бегство.
Случайным выстрелом он ранил своего друга, Хирона, который был бессмертен. Но тот так страдал от боли, что предпочёл спуститься в Аид. Фол стал ещё одной случайной жертвой: разглядывая одну из стрел, смоченных в желчи лернейской гидры, он случайно уронил её и поранился. Геракл похоронил друга, а потом продолжил путь.
На склонах Эриманфа Гераклу удалось отыскать вепря. Криком он выгнал животное из чащи и долго преследовал, пока не загнал в глубокий снег. Там Геракл вскочил вепрю на спину и связал его; на плечах он унёс добычу к Еврисфею.
Едва заслышав рев вепря, трусливый царь спрятался в большой медный сосуд для воды. Геракл посмеялся, велел вепря зажарить и устроить угощение народу.
После прочтения этой версии мифа может возникнуть вопрос: почему этот подвиг Геракла назван по имени Эриманфского вепря, тогда как главное действие — битва Геракла с кентаврами?
Не дает ответа на этот вопрос и самая подробная на сегодняшний день реконструкция мифа, представленная с опорой на античные источники в исследовании Р. Грейвса, который констатировал, что вепрю отводится роль второстепенного персонажа, просто обрамляющего (по принципу: приказ — его исполнение) этот рассказ о кентаврах.
Образ вепря в мифологии разных народов является символом боевой мощи, которая рождает страх у людей, и основной смысл этого подвига состоит в избавлении жителей Аркадии от этого страха.
Кроме того, следует обратиться к имени вепря — эриманфский. Казалось бы, это просто указание на гору, но всё дело в том, что гора получила название по имени Эриманфа (Ερύμανθος, свободная гора) — сына Аполлона, ослеплённого Афродитой за то, что он случайно увидел купающуюся богиню обнаженной.
Его имя символизирует свободу, возносящуюся к вершинам духа, которая часто оказывается ослепленной из-за земных чувств и страстей. В отместку разгневанный Аполлон, обернувшись вепрем, убил Адониса, в которого была влюблена Афродита (и, к слову, Дионис).
С тех пор, по решению Зевса, Адонис часть времени живет в Аиде, а часть на земле, прорастая в виде винограда. Именно покровитель Адониса, Дионис, завещает Фолу распечатать пифос с вином, когда к нему явится в гости Геракл.
Вино, как и во множестве мифов, символизирует кровь богов и их присутствие. В данном случае этот напиток является символом присутствие Диониса, своего рода alter ego Аполлона.
И далеко не случайно, что вепрь, спасаясь от погони, бежит на гору Эриманф к снежным вершинам, символизирующим высокое искусство, и там, увязнув в снегу, сдается герою практически без боя после того, как Геракл ослепил его отражением солнца (один из эпонимов Аполлона) в своем щите.
Становится понятно, что на всех героях и событиях этого мифа лежит отблеск и одновременно тень Аполлона и его антипода (alter ego) Диониса, хотя напрямую о них в мифе речь не идет. Таким образом, скрытый и притом основной смысл четвертого подвига Геракла — это привнесение в жизнь людей искусства в дополнение к красоте девственной природы (керинейской лани). Притом, искусства в его противоречивом единстве аполлонического и дионисийского начала, на которые обратил внимание Фридрих Ницше.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:) Ведь совсем скоро наш герой отправится очищать авгиевы конюшни!
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: