Сегодня, среди кризисов и ужасов жизни, многие художники обратились к старому стилю, который многим ранее казался тупиком в развитии искусства – к импрессионизму. Импрессионизм сегодня не критикует практически никто. Это стиль, который любим и почитаем и у себя на родине, во Франции, и в России. Но так было не всегда.
Причины возникновения и истоки импрессионизма
До середины девятнадцатого века искусство дошло в глубоком кризисе. Некогда передовое движение, академизм, основанное итальянцем Аннибале Караччи, заменило привычную схему поступательного (или, хотя бы, спиралевидного) развития искусства на «вечные идеалы красоты». Эти идеалы со временем становились всё более безвкусными и пустыми. В работах академиков не было формальных поисков. Культ человеческого тела становился всё более развязным и пошлым. Античные мифы вышли из повседневного употребления. Протесты против академизма начались уже во времена Наполеона. В 1908 году появилось движение «Назарейцев». Но они предлагали просто заменить классику современную на ещё более старые идеалы Ренессанса. Реалисты также не отошли от академических канонов, хотя и приблизили искусство к жизни, внедрив в него быт реальных людей. Совсем плохи были дела у пейзажистов. Тяжёлые стационарные мольберты и неудобные способы хранения красок вынуждали создавать на открытом воздухе лишь наброски. Потом картина дорабатывалась в студии - и теряла всю свою живость. Конечно же, были и гении, такие как Каналетто, Айвазовский, Сильвестр Щедрин и Рейсдал, которые создавали удивительно живые пейзажи. Но это скорее исключения из правил. До импрессионистов появилось два движения, которые подготовили почву для их открытий.
Люминисты стремились максимально точно передать эффекты света, не стирая контуров, но превращая пейзаж в схему из горизонталей. Чтобы понять, что такое люминизм, достаточно вспомнить картины Куинджи. В то же время в Америке тоналисты стремились передать тонированный свет в сумерках.
Импрессионисты пошли дальше своих предшественников. Их новшество сегодня может показаться мелочью. Они всего лишь отказались от проработки деталей. Но стоит признать, что именно они были самыми большими смельчаками от искусства. Они сделали первый шаг в борьбе с академизмом. Пикассо и Малевич уже знали, что правила можно нарушать. Импрессионисты были первыми, кто до этого додумался.
Реакция современников
Конечно же, импрессионисты не хотели шумихи вокруг собственного творчества. Но в обществе открытие импрессионизма вызвало мощную бурю. Те художники, которые до этого уже успели прославиться как реалисты, остались без выставок. Известный критик, «подаривший» имя импрессионизму, написал острую сатирическую статью.
Первая выставка импрессионистов (фр. Première exposition des peintres impressionnistes) — художественная выставка 1874 года, организованная «Анонимным обществом художников, живописцев, скульпторов и гравёров» и проходившая в Париже на бульваре Капуцинок в бывшей мастерской фотографа Надара.
В ней зритель, придя в галерею, сходит с ума от созерцания их картин. Подумать только, спокойные картины без политического подтекста были объявлены вредными для здоровья и даже шокирующими! Особенно острая реакция последовала из Российской Империи. Русские критики, прослышав об импрессионизме, связали его с социалистическими настроениями и объявили западным злом.
Выпачкайте белым и чёрным три четверти холста, натрите остальное жёлтым, натыкайте, где придётся красных и синих пятен, и получите „впечатление“ весны, перед которым „посвящённые“ падут от восторга. Вымажьте серой краской панно, мазните по нему, как попало, несколько чёрных или жёлтых полос, и ясновидцы скажут вам, увидев эту мазню: „Чёрт побери! Как точно передано впечатление от медонского леса.“
Но всё же, в конце жизни все дожившие импрессионисты стали маститыми признанными гениями. Их картины начали хорошо продаваться и наполнять коллекции музеев. К своему неудовольствию, они стали коммерческими художниками. Слава новаторов перешла по эстафете к другим течениям.
Особенности импрессионизма
Импрессионизм часто обвиняли в равнодушии к содержанию картин и к жизни вообще. Но на самом деле, этот стиль был ещё более реалистичен, чем сам реализм. Импрессионизм сосредоточился на формальных поисках, эффектах света и мгновенных впечатлениях. Работа с эффектами света на открытом воздухе была крайне сложной задачей.
Те, кто часто наблюдают за светом в природе, конечно же, знают, что в ясную погоду достаточно появиться одному крупному облаку - и свет начинает меняться через каждые пять секунд.
Как всё это запечатлеть без фотоаппарата с короткой выдержкой? Хотя некоторые художники и пользовались преимуществами новой техники, но далеко не всегда. О какой проработке деталей тут может идти речь?
Задача импрессиониста состояла в том, чтобы передать природу так, как он её видит. Если он, например, видит синюю тень на сугробе, или жёлтый рефлекс на щеке от солнца – он так и рисует, забыв все академические нормы. Но не только визуальным опытом руководствовались эти новаторы. Они понимали свет с точки зрения физики и оптики. Они часто использовали эффекты смешения чистых цветов в глазу зрителя на расстоянии. Ещё одним ярким приёмом был открытый мазок. До них на такое почти никто не решался. На картинах Брюллова, Тропинина мазки усердно заглажены. Импрессионисты же превращали фигурный мазок в мощный инструмент. Кто – то рисовал кружками, кто - то линиями или червеобразными кривыми. Открытый мазок позволяет считать идейными предшественниками импрессионистов Делакруа и Тернёра, которые тоже рисовали подобным образом.
Импрессионизм в России и СССР
В России, как сказано выше, импрессионизма поначалу боялись до смерти. Но потом отдались ему со всей страстью. Левитан считал импрессионизм чужим, но сам работал в близком стиле. Разница была лишь в настроении безнадёжности, в отличие от радостного оптимизма Моне, Мане Писарро, Сислея и Ренуара. Шишкин вовсе его не воспринимал. Первым, кто принёс импрессионизм на русскую почву, был Константин Коровин. Его друг Серов также разделял его вкусы. В начале двадцатого века импрессионизм сыграл важнейшую роль в формировании авангарда. Абсолютно все будущие авангардисты в начале жизни создали массу работ в этом стиле. Малевич обращался к импрессионизму дважды, даже после открытия супрематизма. И очень стеснялся этого возвращения.
После того, как в Советском Союзе провозгласили соцреализм, авангард был очень быстро задушен, а вот импрессионизм продолжал жить. Он буквально «лезет из всех щелей», врываясь даже в самые официозные картины, проглядывая даже на портретах вождей и в «ленинианах». Всё это критиковалось, мастеров прорабатывали. Многие работы не пускали на выставки. Но никто не мог устоять перед обаянием и свежестью импрессионизма. И именно импрессионизм, постимпрессионизм и фовизм были первыми видами искусства, которые открывались для публики в период оттепели.
После развала Союза станковая живопись вышла из моды. Все увлеклись художественными акциями. Сегодня можно наблюдать возвращение интереса не только к живописи вообще, но и к импрессионизму. В России его представителями являются талантливый мастер, любимец зрителей Бато Дугаржапов и его школа «татарских пленэристов», а также Зайцев и многие другие. И стиль вряд ли когда - нибудь умрёт. Если бы его не было, его бы обязательно придумали, ведь сама природа подсказывает человеку его формы. Ведь этот стиль – пожалуй, лучший способ выразить живую красоту вечной природы - и вечный восторг человека перед ней!