30 мая 1846 года родился Петер Карл Фаберже. Его ювелирное наследие хранится в лучших музейных собраниях, а о знаменитых «Яйцах Фаберже» знают взрослые и дети по всему миру. Однако история жизни знаменитого ювелира до сих пор окружена предрассудками и откровенными мифами. Где он родился? А кто был по национальности? Как ему пришла в голову идея создавать ювелирные яйца? А кто мог позволить себе такую роскошь? И что, в конце-концов, о его успехах думали современники? Без экскурсоводов Музея Фаберже и не разберешься!
Карл Фаберже — петербуржец
Отец Карла Фаберже Густав приехал в Санкт-Петербург в 1842 году в возрасте 28 лет вместе со своей супругой Шарлоттой Юнгштедт. Они переехали из города Пернау, Лифляндская губерния. Именно в Петербурге фамилия семьи вновь получила звучание на французский манер — Фаберже, — до этого Густав использовал немецкий вариант фамилии — Фаберг. Спустя несколько лет в столице Российской империи у Густава и Шарлотты родился первенец — Карл.
Карл Фаберже — иностранец
Карл Фаберже вырос и родился в Санкт-Петербурге, однако в нём не было ни капли русской крови. По мужской линии он происходил из семьи французских гугенотов, покинувших Пикардию в XVII веке и обосновавшихся в прибалтийской провинции России. А мать Карла была дочерью шведского художника. Несмотря на это, Фаберже называл и считал себя русским ювелиром.
Карл Фаберже — наследник
Поначалу Карл учился в Петербурге, затем продолжил образование по профессии ювелира в Дрездене. В середине 1860-х годов Карл совершил гранд-тур по Европе и существенно расширил свои знания и кругозор, что позволило ему по возвращении поступить на работу в отцовскую фирму. Уже к 1872 году он смог перенять бразды правления и возглавить фирму отца.
Карл Фаберже — исследователь
Карл Фаберже активно занимался исследовательской и реставрационной работой, восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно. С 1867 года Карл Густавович постоянно участвовал в технических, иногда весьма трудных, исследованиях многочисленных предметов, входивших в археологическое собрание Эрмитажа. В признание заслуг Фаберже перед музеем и отечественной наукой современники называли его «ученым и образованным ювелиром»
Карл Фаберже — поставщик
Настоящим прорывом в развитии фирмы стала Всероссийская промышленно-художественной выставка 1882 года в Москве, на которой императрица Мария Федоровна приобрела у Фаберже небольшое ювелирное украшение — реплику археологической находки в Керчи. С этого момента начинается история многолетних взаимоотношений императорского двора и фирмы Фаберже.
Проработав в Эрмитаже 16 лет, Фаберже в 1884 году подал прошение о разрешении именоваться поставщиком Двора Его Императорского Величества. В 1885 году он получил разрешение и тогда же, по заказу Александра III фирмой Фаберже было изготовлено первое пасхальное яйцо. Оно получило название по своему сюрпризу — «Курочка», и предназначалось для супруги императора Марии Федоровны. Кстати, идея такого оригинального пасхального подарка принадлежала именно Александру III, а не Карлу Фаберже.
Карл Фаберже — директор
Всех этих успехов Карл Фаберже не достиг бы только за счёт ювелирного мастерства и вкуса. Но он обладал также уникальными управленческими навыками и смог организовать деятельность фирмы таким образом, что каждый вид ювелирной работы выполнялся узкоспециализированным мастером, а ведущие мастера наделялись правами полноценного руководителя и свободой творчества. Карлу Фаберже удалось привлечь к сотрудничеству лучших петербургских мастеров.
На пике популярности в фирме Фаберже трудилось более 500 человек. Когда мы говорим «Фаберже сделал», то имеем ввиду большой штат мастеров, трудившихся под началом и управлением Карла Фаберже.
Карл Фаберже — глава семьи
Характеризуя свою фирму, Карл Густавович отмечал «чисто семейный характер предприятия». Заметную роль в фамильном бизнесе играл младший брат Карла— Агафон Густавович, создававший художественные проекты произведений, а впоследствии — четыре сына Карла Фаберже от его брака с Августой Юлией Якобс. Старшие сыновья Евгений и Агафон руководили петербургским отделением фирмы вместе с отцом. Александр был руководителем (доверенным лицом) фирмы и художником ее московского отделения. Младший сын Николай — художник, делавший эскизы ювелирных изделий, с 1906 года работал в лондонском отделении фирмы.
Карл Фаберже — новатор
Этот факт сыграл решающую роль в ошеломительном успехе предприятия. Новаторство проявлялось как в ассортименте ювелирной продукции, так и в ценовой политике. В магазинах Фаберже был представлен товар на любой вкус и кошелек: от умопомрачительной бриллиантовой ривьеры из крупных камней ровного блеска и замечательно чистой воды, ценой в 50 000 рублей, до скромной брошки из полированной золотой проволоки с русскими и латинскими буквами, стоимостью от трех до семи рублей.
Покупатель, приходивший в магазин Фаберже, был уверен, что ему предложат исключительно новые образцы, так как выпуск продукции «самых новейших фасонов» был одним из главных принципов деятельности предприятия.
Карл Фаберже — мировая знаменитость
Магазин Фаберже в Лондоне был чрезвычайно популярен у английских монархов. По воспоминаниям сотрудника фирмы Ч. Бейнбриджа, Эдуард VII знал содержимое магазина Фаберже лучше его управляющего и при случае любил тонко намекать друзьям о прелестных вещицах, которые он там заметил и был бы не прочь получить в подарок.
Творчество Фаберже было золотой нитью, связывающей воедино английских, датских, греческих, немецких родственников российских монархов. Покупателями изделий с клеймом «К. Фаберже» были и представители финансовой, промышленной, титулованной знати всего мира — от Петербурга до Бангкока. Обладание изящными роскошными вещицами знаменитого ювелира русского двора, прозванного «Челлини XIX века», было чем-то вроде знака отличия, принадлежности к кругу избранных. Секрет необычайной популярности раскрывает документ того времени: «Фирма Фаберже приобрела известность как в России, так и за границей высоким качеством произведений и безупречным ведением всех торговых операций».
Публика нуждалась в изделиях Фаберже, которым «не было равных в мире по совершенству и тонкости исполнения» (из воспоминаний Феликса Юсупова).