Найти тему
Картины рассказывают...

Марианна Стоукс. Художница, жена художника

Марианна Стоукс была одной из ведущих женщин-художников в викторианской Англии. Увы, ее имя сейчас почти забыто и упоминается лишь вскользь рядом с другими женщинами-художницами.

Одной из причин этого является то, что большинство из работ Марианны Стоукс принадлежат частным лицам и недоступны широкой публике. Но некоторые работы художницы все-таки можно увидеть в музеях, таких как галерея Тейт Британия, Музей Орсе, Художественная галерея Уитворт в Манчестере.

Педер Северин Кройер. Портрет Марианны Стоукс, 1886
Педер Северин Кройер. Портрет Марианны Стоукс, 1886

Родилась Марианна в 1855 году в небольшом городе Граце в Австрии. И, как вспоминает она впоследствии, всегда хотела стать художником.

Но это желание одно время казалось нереализуемым. Для получения художественного образования нужны были средства, а семья её, по-видимому, не могла этого позволить.

Но Марианне повезло. Случилась невероятная история. За сто лет до того, как Марианна стала посещать бесплатные курсы в Академии художеств Граце, в этом городе умер некий бедный учитель рисования. Все свои сбережения, составлявшие всего несколько гульденов, положил на счет в банк, без права их трогать сто лет, в пользу талантливых художников его города. За сто лет накопилась достаточная сумма, которая должна была быть предложена в качестве награды самому многообещающему студенту-художнику Граце.

Таким художником и стала Марианна.

Эта стипендия позволила Марианне учиться сначала в в Мюнхене, а затем поехать во Францию.

Вот как выглядит одна из ранних картин художницы, которую она написала в возрасте двадцати лет.

Сладкие сны, 1875. Частная коллекция
Сладкие сны, 1875. Частная коллекция

В это же время произошел еще один интересный случай. Впрочем, ничем не связанный с ее творчеством, но оставшийся одной из тайн её жизни.

Великий композитор Иоганн Штраус посвятил Марианне польку-мазурку "Свет и тень", которая потом вошла в его четвёртую оперетту "Калиостро в Вене". Что послужило этому так и осталось тайной. Ни сама Марианна, ни Иоганн Штраус, который там, где дело касалось женщины, всегда оказывался очень скрытным, не распространялись на эту тему.

Во время учебы в Париже Марианна была вдохновлена творчеством художника Жюля Бастьена-Лепажа, яркого представителя натурализма в живописи, изобразившего крестьянский быт в духе натурализма.

Именно в этом стиле начала писать и Марианна.

По дороге в поля, ок. 1883. Частная коллекция
По дороге в поля, ок. 1883. Частная коллекция

В 1884 году Марианна познакомилась со своим будущим мужем, английским художником-пейзажистом Адрианом Скоттом Стоуксом, а год спустя стала его женой. С этих пор свои картины художница стала подписывать именем Марианна Стоукс.

Супруги переехали в Англию и поселились в Сент-Айвзе. Супруг поощрял занятия жены живописью, что было сравнительной редкостью в то время.

В поле лютиков, конец 19 в. Частная коллекция
В поле лютиков, конец 19 в. Частная коллекция
Сокровища детства, 1886
Сокровища детства, 1886
Проходящий поезд, 1890
Проходящий поезд, 1890

Хотя вся дальнейшая жизнь семьи Стоукс была связана с Англией, они много путешествовали.

Каприйская ведьма, 1885
Каприйская ведьма, 1885

В 1905 году супруги посетили континентальную Европу. Путешествие по Австрии, Венгрии и Словакии послужило созданию большого цикла картин, рассказывающих о жизни этих стран.

Венгрия, 1909
Венгрия, 1909
Венгерская девочка, 1909
Венгерская девочка, 1909
Вена, 1909
Вена, 1909
Пастушок, 1909
Пастушок, 1909

К концу 19-го века Марианна Стоукс в основном отказывается от пейзажей и натуралистических тем. Она вдохновляется движением прерафаэлитов и пишет нежные, романтические картины на средневековые сюжеты.

Смерть и девушка, ок. 1908. Музей Орсе, Париж
Смерть и девушка, ок. 1908. Музей Орсе, Париж
Королева и её паж, 1896. Частная коллекция
Королева и её паж, 1896. Частная коллекция
Уважайте женщин!, 1912. Художественная галерея Уитворт, Манчестер, Великобритания
Уважайте женщин!, 1912. Художественная галерея Уитворт, Манчестер, Великобритания
Мадонна с ребенком, 1907. Художественная галерея Вулверхэмптона, Великобритания
Мадонна с ребенком, 1907. Художественная галерея Вулверхэмптона, Великобритания
Богоматерь с младенцем и ангелами, 1893. Частная коллекция
Богоматерь с младенцем и ангелами, 1893. Частная коллекция
Окассен и Николетта, 1898. Частная коллекция
Окассен и Николетта, 1898. Частная коллекция

Марианна Стоукс умерла в 1927 году в возрасте 72 лет в Лондоне и была похоронена на римско-католическом кладбище Мортлейк.

Адриан Стоукс пережил свою супругу на восемь лет. Был похоронен рядом с женой.

В течение своей жизни Марианна Стоукс была важной и выдающейся художницей, проложившей свой собственный путь и карьеру, охватывающую множество сред и стилей.

И пусть сейчас её имя не столь известно, наследие художницы велико. И я рада, что смогла познакомить вас с её творчеством.

День Сретения, 1901. Галерея Тейт Британия, Лондон
День Сретения, 1901. Галерея Тейт Британия, Лондон
Словацкая девушка, 1909. Частная коллекция
Словацкая девушка, 1909. Частная коллекция
Прекрасное дитя
Прекрасное дитя
Молочный горшок, 1884. Частная коллекция
Молочный горшок, 1884. Частная коллекция
Святая Елизавета, ок. 1920
Святая Елизавета, ок. 1920