Марианна Стоукс была одной из ведущих женщин-художников в викторианской Англии. Увы, ее имя сейчас почти забыто и упоминается лишь вскользь рядом с другими женщинами-художницами.
Одной из причин этого является то, что большинство из работ Марианны Стоукс принадлежат частным лицам и недоступны широкой публике. Но некоторые работы художницы все-таки можно увидеть в музеях, таких как галерея Тейт Британия, Музей Орсе, Художественная галерея Уитворт в Манчестере.
Родилась Марианна в 1855 году в небольшом городе Граце в Австрии. И, как вспоминает она впоследствии, всегда хотела стать художником.
Но это желание одно время казалось нереализуемым. Для получения художественного образования нужны были средства, а семья её, по-видимому, не могла этого позволить.
Но Марианне повезло. Случилась невероятная история. За сто лет до того, как Марианна стала посещать бесплатные курсы в Академии художеств Граце, в этом городе умер некий бедный учитель рисования. Все свои сбережения, составлявшие всего несколько гульденов, положил на счет в банк, без права их трогать сто лет, в пользу талантливых художников его города. За сто лет накопилась достаточная сумма, которая должна была быть предложена в качестве награды самому многообещающему студенту-художнику Граце.
Таким художником и стала Марианна.
Эта стипендия позволила Марианне учиться сначала в в Мюнхене, а затем поехать во Францию.
Вот как выглядит одна из ранних картин художницы, которую она написала в возрасте двадцати лет.
В это же время произошел еще один интересный случай. Впрочем, ничем не связанный с ее творчеством, но оставшийся одной из тайн её жизни.
Великий композитор Иоганн Штраус посвятил Марианне польку-мазурку "Свет и тень", которая потом вошла в его четвёртую оперетту "Калиостро в Вене". Что послужило этому так и осталось тайной. Ни сама Марианна, ни Иоганн Штраус, который там, где дело касалось женщины, всегда оказывался очень скрытным, не распространялись на эту тему.
Во время учебы в Париже Марианна была вдохновлена творчеством художника Жюля Бастьена-Лепажа, яркого представителя натурализма в живописи, изобразившего крестьянский быт в духе натурализма.
Именно в этом стиле начала писать и Марианна.
В 1884 году Марианна познакомилась со своим будущим мужем, английским художником-пейзажистом Адрианом Скоттом Стоуксом, а год спустя стала его женой. С этих пор свои картины художница стала подписывать именем Марианна Стоукс.
Супруги переехали в Англию и поселились в Сент-Айвзе. Супруг поощрял занятия жены живописью, что было сравнительной редкостью в то время.
Хотя вся дальнейшая жизнь семьи Стоукс была связана с Англией, они много путешествовали.
В 1905 году супруги посетили континентальную Европу. Путешествие по Австрии, Венгрии и Словакии послужило созданию большого цикла картин, рассказывающих о жизни этих стран.
К концу 19-го века Марианна Стоукс в основном отказывается от пейзажей и натуралистических тем. Она вдохновляется движением прерафаэлитов и пишет нежные, романтические картины на средневековые сюжеты.
Марианна Стоукс умерла в 1927 году в возрасте 72 лет в Лондоне и была похоронена на римско-католическом кладбище Мортлейк.
Адриан Стоукс пережил свою супругу на восемь лет. Был похоронен рядом с женой.
В течение своей жизни Марианна Стоукс была важной и выдающейся художницей, проложившей свой собственный путь и карьеру, охватывающую множество сред и стилей.
И пусть сейчас её имя не столь известно, наследие художницы велико. И я рада, что смогла познакомить вас с её творчеством.