Фантастический жанр в советском кинематографе оказался немного на задворках, уступив место комедиям, мелодрамам и детективам. При этом
фантастика как литературный жанр всегда была в фаворе, книги отечественных и иностранных авторов были нарасхват.
Одним из самых популярных писателей был, конечно, американский фантаст Рэй Брэдбери, сегодня уже литератор-классик. В конце семидесятых книги Брэдбери вдохновили советских телевизионщиков на создание замечательной серии телепостановок, но художественное кино почему-то Брэдбери игнорировало. Одним из первопроходцем тут стал совсем молодой режиссёр, но уже известный актёр Родион Нахапетов, который в 1972 году перенёс на экран знаковое произведение Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Родион Нахапетов в 1972 оканчивал режиссёрский факультет ВГИКа. Его мастером был Игорь Таланкин, талантливый кинематографист, знаток своего дела, действительно Мастер. В качестве дипломной короткометражки выпускник Нахапетов решил снять фильм по книге американского фантаста. Родион Нахапетов обожал творчество Брэдбери, а повесть «Вино из одуванчиков» была его любимой книгой. Однако Игорь Таланкин идею ученика не одобрил, всё-таки
дипломные работы будущих режиссёров подразумевали более сдержанный материал: классическую прозу или современные актуальные зарисовки.
Фантастика, да ещё и американская, — заявка слишком смелая. Тем не менее, Родион Нахапетов настоял и взялся за работу, самостоятельно написав сценарий.
Сразу надо оговориться, что
в 20-минутный фильм вошла только одна сюжетная линия — визит компании ребят к пожилой соседке, которая когда-то была знаменитой певицей.
Сам режиссёр позже отмечал, что ему повезло с центральными исполнителями, ведь несмотря на то, что фильм был всего лишь короткометражной дипломной работой, в ней появились прекрасные именитые артисты. Центральную роль, бывшей певицы Элен, сыграла Мария Дурасова, 80-летняя театральная актриса, карьеру начавшая ещё до революции.
Мария Дурасова была одной из первых актрис МХАТа и провела на его сцене большую часть жизни. В кино она дебютировала ещё в Российской империи,
но снималась крайне редко. «Вино из одуванчиков» стало последним появлением актрисы на экране. В кадре, кстати, можно увидеть фотографии Марии Дурасовой в молодости, которые Элен демонстрирует юным гостям.
В роли супруга Элен, давно умершего, но оживающего в её воспоминаниях, — Владимир Зельдин, актёр и мужчина, которым нельзя не восхищаться. В отличие от своей партнёрши Владимир Зельдин был нарасхват у кинорежиссёров вплоть до последних дней.
В 2015 году Владимир Зельдин снялся в российской картине в возрасте 100 (ста!) лет.
В короткометражке Родиона Нахапетова у него была небольшая второстепенная роль, но всё равно заметная и интересная. А в процессе подготовки материала обнаружилась такая занимательная подробность. Оказалось, что
в 1997 году в России сняли четырёхсерийный телефильм «Вино из одуванчиков», и Владимир Зельдин в нём тоже снялся в роли дедушки главного героя — мальчика Дугласа.
В ленте можно увидеть ещё одну советскую знаменитость — танцовщика мирового уровня Махмуда Эсамбаева, сыгравшего старьёвщика. Не нашла, увы, рассказа, как Махмуд Эсамбаев попал в эту ленту, но было бы любопытно узнать, почему именно его увидел Родион Нахапетов в этом образе. Махмуд Эсамбаев в кадре продемонстрировал не только драматический дар, но и танцевальный талант, ведь именно танец был главным в его жизни.
Ребят-гостей певицы Элен, которые никак не могут поверить в то, что когда-то эта очень взрослая женщина была такой же шаловливой девчонкой, как они сами, сыграли московские школьники Андрей Мусин, Инга Володина и Инна Петровская. Юную Элен сыграла Мария Смоленская. Никто из ребят в будущем карьеру с кино не связал.
С дипломной работой Родиона Нахапетова познакомились его коллеги и молодые вгиковцы, но большого внимания ей уделено не было. Немногочисленные критики, впрочем, отметили, что
в фильме ощущаются интонации писателя, но есть и творческое переосмысление, кинематографические поиски, режиссёрская трактовка
Родиона Нахапетова. Любопытно, что для самого режиссёра его первая самостоятельная, пусть и короткометражная лента стала в каком-то смысле судьбоносной. Уже спустя очень много лет Родион Нахапетов, давно перебравшийся в США, познакомился с Рэем Брэдбери и рассказал, что когда-то снял фильм «Вино из одуванчиков», но показать его писателю постеснялся. Однако постановку Брэдбери всё же увидел — тут постаралась жена Нахапетова. И фильм ему понравился.
А вы видели этот фильм? Как вы считаете, Брэдбери кинематографичен или его интересней читать?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: