Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Самый скандальный фильм в советском кино

Когда в 1972 году началась работа над научно-фантастической историей «Земля Санникова», никто и предположить не мог, что картина обрастёт немыслимым количеством скандалов и войдёт в историю кино как один из самых сложных фильмов. Идея экранизировать одноимённый роман писателя и учёного Владимира Обручева появилась у режиссёра Леонида Попова, который прежде снимал лишь документальные ленты. Руководство киностудии «Мосфильм» встретила предложение добродушно:

приключенческий фильм, рассказывающий и загадочной земле на севере, обещал стать фаворитом зрителей.

Чуть позже выяснилось, что и сценарий уже был готов, его несколько лет назад написал сценарист Владимир Федосеев. Правда, никто не хотел за него браться, потому что съёмки фантастики в СССР семидесятых были трудными, затратными, требовали больших усилий и времени.

Кадр из фильма «Земля Санникова»
Кадр из фильма «Земля Санникова»

Леонида Попова возможные сложности не испугали, так что он добился разрешения на съёмки.

Фото со съёмок. Режиссёр Леонид Попов
Фото со съёмок. Режиссёр Леонид Попов

Но руководство киностудии не рискнуло доверить дебютанту столь сложный фильм, поэтому в напарники Леонида дали Альберта Мкртчяна, молодого режиссёра, в активе которого было несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль» и одна самостоятельная картина.

Фото со съёмок. Режиссёр Альберт Мкртчян
Фото со съёмок. Режиссёр Альберт Мкртчян

Попов и Мкртчян решили скорректировать сценарий и обратились к Марку Захарову. Тот согласился, но переделал материал радикально, сильно отойдя от романа. Когда сценарий утвердили, начались поиски исполнителей. Режиссёры хотели видеть в кадре звёзд, поэтому послали приглашения Армену Джигарханяну, Евгению Леонову, Олегу Далю. Но актёры сочли сценарий тусклым и отказались. Зато охотно согласился Владимир Высоцкий, которому предложили роль авантюриста Крестовского. Этот герой был самым эффектным и блистательным в картине, так что для неё нужен был заметный исполнитель.

Высоцкий даже написал песни для фильма, включая знаменитую «Кони привередливые».
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Также роли получили Владислав Дворжецкий, сыгравший руководителя экспедиции, Георгий Вицин, представший в образе его слуги, и Сергей Шакуров, который стал беглым каторжанином.

Фото со съёмок. Георгий Вицин, Владислав Дворжецкий, Олег Даль
Фото со съёмок. Георгий Вицин, Владислав Дворжецкий, Олег Даль

Группа была готова к съёмкам, но тут начались проблемы. Выяснилось, что Высоцкому сниматься запретили из-за того, что на радиостанции «Немецкая волна» прозвучали его песни. Сам

Высоцкий в студии отсутствовал, никаких интервью не давал, но ведущие представили его как ярого антисоветчика.

Конечно, после этого случая артиста немедленно сняли с роли и отказались от его песен. Режиссёры снова вынуждены были искать актёра и повторно обратились к Олегу Далю. На этот раз он всё-таки дал согласие.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Работа наконец началась, но тут же возникли конфликты. Исполнители главных ролей были уже опытными мастерами, а режиссёры делали первые шаги в кино. Из-за этого возникало недопонимание, переходящее в ссоры и конфликты.

Артисты обвиняли Попова и Мкртчяна в неумение организовать процесс, в неправильном отношении к группе, в отсутствии идей и вообще в непрофессионализме.
Фото со съёмок. Режиссёр Леонид Попов
Фото со съёмок. Режиссёр Леонид Попов

Больше всего претензий было у Сергея Шакурова, он не стеснялся высказывать недовольство и даже инициировал подачу жалобы на режиссёров - неслыханный случай для советского кино. Актёры написали письмо на «Мосфильм», где даже не просили, а требовали заменить режиссёров. В противном случае они готовы были бойкотировать съёмки.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Киностудия притормозила работу и начала переговоры. Итогом их стало отстранение Шакурова (вместо него на роль взяли Юрия Назарова). Остальные всё-таки продолжили работу. Но если Владислав Дворжецкий и Георгий Вицин были лояльны к Леониду Попову и Альберту Мкртчяну, то Олег Даль до последнего дня продолжал возмущаться и придираться к режиссёрам.

Кстати, в роли шамана в «Земле Санникова» появился танцовщик Махмуд Эсамбаев.

Фото со съёмок. Махмуд Эсамбаев
Фото со съёмок. Махмуд Эсамбаев

Для него это был первый опыт съёмок в художественном кино, и, в отличие от коллег, Эсамбаев был в восторге. Ему так понравилось сниматься, что как-то он даже закатил настоящий кавказский пир для всей группы.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Музыку к картине, в том числе и шлягер «Есть только миг», написали Александр Зацепин и Леонид Дербенёв. Записал композиции Олег Даль, который и исполнял их в кадре. Но он не был профессиональным певцом, поэтому его исполнение показалось режиссёрам недостаточно мощным и богатым.

 Фото со съёмок
Фото со съёмок

Ничего не говоря Далю, они позвали Олега Анофриева, который уже многажды озвучивал коллег и зарекомендовал себя как великолепный исполнитель.

Именно в исполнении Анофриева в финальный вариант песни и вошли. Сам Даль узнал об этом лишь на премьере

и в знак протеста даже покинул зал, не досмотрев кино до конца. Ходили слухи, что таким образом Леонид Попов и Альберт Мкртчян отомстили Далю за несговорчивость и конфликтность, хотя многие уверены, что у Олега Анофриева действительно получилось спеть лучше.

 Фото со съёмок
Фото со съёмок

Сейчас «Земля Санникова» - это уже бесспорная советская классика. Но ни одни съёмки не давались кинематографистам так непросто, как съёмки этой фантастической ленты. Олег Даль до конца жизни отзывался о них и самой картине дурно, а режиссёр Леонид Попов вернулся в документальное кино, навсегда отказавшись от игрового.

А как вы считаете, актёры имеют право указывать режиссёрам или должны безоговорочно исполнять их требования?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-13