Когда в 1972 году началась работа над научно-фантастической историей «Земля Санникова», никто и предположить не мог, что картина обрастёт немыслимым количеством скандалов и войдёт в историю кино как один из самых сложных фильмов. Идея экранизировать одноимённый роман писателя и учёного Владимира Обручева появилась у режиссёра Леонида Попова, который прежде снимал лишь документальные ленты. Руководство киностудии «Мосфильм» встретила предложение добродушно:
приключенческий фильм, рассказывающий и загадочной земле на севере, обещал стать фаворитом зрителей.
Чуть позже выяснилось, что и сценарий уже был готов, его несколько лет назад написал сценарист Владимир Федосеев. Правда, никто не хотел за него браться, потому что съёмки фантастики в СССР семидесятых были трудными, затратными, требовали больших усилий и времени.
Леонида Попова возможные сложности не испугали, так что он добился разрешения на съёмки.
Но руководство киностудии не рискнуло доверить дебютанту столь сложный фильм, поэтому в напарники Леонида дали Альберта Мкртчяна, молодого режиссёра, в активе которого было несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль» и одна самостоятельная картина.
Попов и Мкртчян решили скорректировать сценарий и обратились к Марку Захарову. Тот согласился, но переделал материал радикально, сильно отойдя от романа. Когда сценарий утвердили, начались поиски исполнителей. Режиссёры хотели видеть в кадре звёзд, поэтому послали приглашения Армену Джигарханяну, Евгению Леонову, Олегу Далю. Но актёры сочли сценарий тусклым и отказались. Зато охотно согласился Владимир Высоцкий, которому предложили роль авантюриста Крестовского. Этот герой был самым эффектным и блистательным в картине, так что для неё нужен был заметный исполнитель.
Высоцкий даже написал песни для фильма, включая знаменитую «Кони привередливые».
Также роли получили Владислав Дворжецкий, сыгравший руководителя экспедиции, Георгий Вицин, представший в образе его слуги, и Сергей Шакуров, который стал беглым каторжанином.
Группа была готова к съёмкам, но тут начались проблемы. Выяснилось, что Высоцкому сниматься запретили из-за того, что на радиостанции «Немецкая волна» прозвучали его песни. Сам
Высоцкий в студии отсутствовал, никаких интервью не давал, но ведущие представили его как ярого антисоветчика.
Конечно, после этого случая артиста немедленно сняли с роли и отказались от его песен. Режиссёры снова вынуждены были искать актёра и повторно обратились к Олегу Далю. На этот раз он всё-таки дал согласие.
Работа наконец началась, но тут же возникли конфликты. Исполнители главных ролей были уже опытными мастерами, а режиссёры делали первые шаги в кино. Из-за этого возникало недопонимание, переходящее в ссоры и конфликты.
Артисты обвиняли Попова и Мкртчяна в неумение организовать процесс, в неправильном отношении к группе, в отсутствии идей и вообще в непрофессионализме.
Больше всего претензий было у Сергея Шакурова, он не стеснялся высказывать недовольство и даже инициировал подачу жалобы на режиссёров - неслыханный случай для советского кино. Актёры написали письмо на «Мосфильм», где даже не просили, а требовали заменить режиссёров. В противном случае они готовы были бойкотировать съёмки.
Киностудия притормозила работу и начала переговоры. Итогом их стало отстранение Шакурова (вместо него на роль взяли Юрия Назарова). Остальные всё-таки продолжили работу. Но если Владислав Дворжецкий и Георгий Вицин были лояльны к Леониду Попову и Альберту Мкртчяну, то Олег Даль до последнего дня продолжал возмущаться и придираться к режиссёрам.
Кстати, в роли шамана в «Земле Санникова» появился танцовщик Махмуд Эсамбаев.
Для него это был первый опыт съёмок в художественном кино, и, в отличие от коллег, Эсамбаев был в восторге. Ему так понравилось сниматься, что как-то он даже закатил настоящий кавказский пир для всей группы.
Музыку к картине, в том числе и шлягер «Есть только миг», написали Александр Зацепин и Леонид Дербенёв. Записал композиции Олег Даль, который и исполнял их в кадре. Но он не был профессиональным певцом, поэтому его исполнение показалось режиссёрам недостаточно мощным и богатым.
Ничего не говоря Далю, они позвали Олега Анофриева, который уже многажды озвучивал коллег и зарекомендовал себя как великолепный исполнитель.
Именно в исполнении Анофриева в финальный вариант песни и вошли. Сам Даль узнал об этом лишь на премьере
и в знак протеста даже покинул зал, не досмотрев кино до конца. Ходили слухи, что таким образом Леонид Попов и Альберт Мкртчян отомстили Далю за несговорчивость и конфликтность, хотя многие уверены, что у Олега Анофриева действительно получилось спеть лучше.
Сейчас «Земля Санникова» - это уже бесспорная советская классика. Но ни одни съёмки не давались кинематографистам так непросто, как съёмки этой фантастической ленты. Олег Даль до конца жизни отзывался о них и самой картине дурно, а режиссёр Леонид Попов вернулся в документальное кино, навсегда отказавшись от игрового.
А как вы считаете, актёры имеют право указывать режиссёрам или должны безоговорочно исполнять их требования?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296