Для начинающего режиссёра Станислава Говорухина дипломный фильм стал первым большим успехом: лента про альпинистов «Вертикаль», вышедшая в 1967 году, едва ли не сразу была зачислена в культовые. Зрители сразу же полюбили Говорухина ещё и за то, что он впервые решился снять Владимира Высоцкого в большой роли (кстати, последнюю кинороль Высоцкий тоже сыграл у Говорухина). Но режиссёр не собирался почивать на лаврах и, выпустив «Вертикаль», тут же начал искать материал для новой работы. По случайности ему на глаза попался детектив, который печатали в одном из толстых журналов. Это были «Десять негритят» Агаты Кристи, в нашей стране в шестидесятые роман мало кому знакомый. Говорухин ухватился за идею экранизировать интригующую и драматичную историю, но
в Госкино сочли, что это идея провальная. «Десять негритят» - история из жизни заграничной, к тому же жизнеутверждающей её не назовёшь (ведь за пару часов нужно было показать десять убийств!),
и, по мнению чиновников, она вряд ли бы заинтересовала советского зрителя. Но режиссёр мысль перенести произведение Кристи на экран не оставил и вынашивал мысль без малого двадцать лет. И в середине восьмидесятых он всё-таки получил финансирование.
Самостоятельно создавая сценарий, Станислав Говорухин решил максимально сохранить сюжетные повороты романа. При этом он уже почти точно знал, кого будет снимать в фильме и сразу же разослал приглашения. Первым откликнулся Александр Абдулов, который уже несколько снимался у Говорухина, но только в эпизодах.
Абдулов рассчитывал, что на этот раз ему удастся сыграть роль большую, но, увы, режиссёр предложил ему Марстона, героя, которого убили первым, так что экранного времени у актёра опять было мало.
И за это на режиссёра остался в обиде.
Затаила обиду на Говорухина и Вера Глаголева. Её режиссёр попробовал на роль Веры Клейторн.
Глаголева в середине восьмидесятых была на пике популярности:
вышло несколько успешных лент с её участием, а мелодрама «Выйти замуж за капитана» вывела Веру в число звёзд. Но Говорухин артистке всё-таки отказал, сделав выбор в пользу Татьяны Друбич, обладательницы какой-то несоветской внешности и лёгкой странноватости. Правда, за право снять Друбич в «Десяти негритятах» ему пришлось «заплатить» супругу Татьяны, режиссёру Сергею Соловьёву, и сняться в драме «Асса», которую Соловьёв снимал в тоо же время.
Без колебаний приняли приглашение Говорухина Людмила Максакова, Анатолий Ромашин и Алексей Жарков. А вот Александр Кайдановский долго колебался: ему не нравился предложенный персонаж.
Кайдановский привык играть мужчин отважных, мужественных, бесстрашных, а Говорухин выделил ему роль трусоватого вояки, предателя, беглеца.
В таком образе актёру представать перед публикой не хотелось и лишь денежные затруднения заставили его согласиться на съёмки.
Самым возрастным участником съёмок стал Владимир Зельдин, уже отметивший 70-летие. Для Зельдина это был своего рода эксперимент: с самых ранних работ за ним закрепилось амплуа героико-романтическое, в фильмах и на театральной сцене он был героем без страха и упрёка, а
в детективе Говорухина ему предстояло стать судьёй, использующим сомнительные методы.
Сам актёр позже рассказывал, что многие коллеги по театру были удивлены тем, что он решился сыграть такого неоднозначного персонажа, и отговаривали его, но Зельдин не отступил и снялся. И роль судьи Уоргрейва стала, без сомнений, одной из самых ярких в его карьере.
В прокат «Десять негритят» вышли в 1988 году. Критика картину приняла без восторга, но произошло это не потому, что фильм оказался плохим. К концу десятилетия, когда в стране началась перестройка, в моде было другое кино: социальное, обличающее современность (а попросту говоря, «чернуха», которую сегодня даже не хочется пересматривать). Тогда же открылись архивы, и перед публикой предстали некогда запрещённые фильмы, которые тут же назвали интеллектуальными. На этом фоне «Десять негритят» были, конечно, не очень к месту.
Зато зрителям детектив очень понравился: на него ходили не по одному разу. Правда, особо впечатлительные зрители не выдерживали накала действия, и
бывали случаи, что в кинотеатры вызывали скорую помощь, потому что потрясённые чередой замысловатых убийств люди падали в обмороки.
Но даже эти случаи не помешали ленте Говорухина, которая вообще-то стала первым советским триллером с массовыми убийствами, войти в десятку лидеров проката 1988 года.
А вас угнетает атмосфера «Десяти негритят»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296