Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Фильм режиссёра-дебютанта, где любовников сыграли актёры-супруги

Сюжет мелодраматической истории «Прости нас, первая любовь» (1984) просто: парень возвращается из армии, а его любимая уже встречается другим, умным, взрослым опытным мужчиной. Что делать в такой ситуации: отпустить девушку или бороться? Главный герой неспешно ищет ответ, хотя подсказку даёт его возлюбленная, которая вроде бы по-прежнему испытывает к нему чувства, уверяя, что случившееся — это следствие её податливости и силы другого мужчины. Клуб «Советские фильмы» в Telegram Сценарий Александра Александрова заинтересовал начинающего режиссёра Михаила Якжена. Александров к середине восьмидесятых уже имел опыт работы в кино, а известным стал сразу после дебюта — по его сценарию Сергей Соловьёв снял подростковую мелодраму «Сто дней после детства» (1975), которая всколыхнула аудиторию и сегодня считается классикой советского кино для подростков. А вот для режиссёра Михала Якжена эта работа стала первой самостоятельной. Он три года назад окончил ВГИК и искал сценарий для экранизации. К

Сюжет мелодраматической истории «Прости нас, первая любовь» (1984) просто: парень возвращается из армии, а его любимая уже встречается другим, умным, взрослым опытным мужчиной. Что делать в такой ситуации: отпустить девушку или бороться? Главный герой неспешно ищет ответ, хотя подсказку даёт его возлюбленная, которая вроде бы

по-прежнему испытывает к нему чувства, уверяя, что случившееся — это следствие её податливости и силы другого мужчины.
Кадр из фильма «Прости нас, первая любовь»
Кадр из фильма «Прости нас, первая любовь»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий Александра Александрова заинтересовал начинающего режиссёра Михаила Якжена. Александров к середине восьмидесятых уже имел опыт работы в кино, а известным стал сразу после дебюта — по его сценарию Сергей Соловьёв снял подростковую мелодраму «Сто дней после детства» (1975), которая всколыхнула аудиторию и сегодня считается классикой советского кино для подростков.

А вот для режиссёра Михала Якжена эта работа стала первой самостоятельной.

Он три года назад окончил ВГИК и искал сценарий для экранизации. Кстати, снимал ленту «Прости нас, первая любовь» оператор Сергей Зубиков, тоже кинематографист начинающий, но отлично знакомый Михаилу Якжену: они вместе делали дипломную короткометражку «Живая душа». Когда речь зашла о самостоятельной работе, Якжен без раздумий пригласил знакомого коллегу.

Был в картине и ещё один начинающий — актёр Александр Лабуш, получивший роль десантника Кости, которого после возвращения из армии ждал малоприятный сюрприз.

Фото со съёмок. В  центре — Александр Лабуш
Фото со съёмок. В центре — Александр Лабуш

Александр уже несколько раз появлялся на экране, но лишь в эпизодических ролях в слабо прошедших картинах. Главную роль он получил впервые.

Кадр из фильма. Александр Лабуш
Кадр из фильма. Александр Лабуш

Роль возлюбленной Кости Лены сыграла Вера Глаголева, а её нового мужчину Алика, архитектора и охотника, — Родион Нахапетов, в жизни бывший её мужем. Тут стоит сказать, что

по сюжету Косте и Лене чуть за 20 (и Лена старше на год). Актерам было чуть больше — 26 и 27,

а 40-летний Нахапетов играл 35-летнего Алика.

Кадр из фильма. Вера Глаголева и Родион Нахапетов
Кадр из фильма. Вера Глаголева и Родион Нахапетов

И если Алик морально, умственно и духовно вполне соответствовал возрасту, то с Костей и Леной всё не так просто. Лена, которая, наверное, по задумке авторов должна была вызывать сочувствие, вызывает раздражение бездумным и нелогичными метаниями, при этом обвиняя Алика в чрезмерной силе (не физической, конечно, а психологической) и даже давлении. Хотя Алик явно испытывает к ней серьёзные чувства. Это выглядит подростково и безответственно. Костя же, напротив, смотрится как человек более взрослый, уже имеющий внушительный жизненный, житейский опыт и в этом смысле ближе он скорей к Алику, чем к Лене.

Кадр из фильма. Александр Лабуш и Вера Глаголева
Кадр из фильма. Александр Лабуш и Вера Глаголева

В других ролях Вячеслав Баранов, Лариса Чаплыгина, Елена Яновская и Ольга Петрова, сыгравшая школьницу Машу, младшую сестру Лены, излагающую мысли отнюдь не детские, что тоже смотрится странно. Роль Маши вроде бы ясна: она эдакий судья, младенец, устами которого глаголет истина. С другой стороны,

истина эта спорна, судья пристрастна, да и эмоции хлещут через край.
Кадр из фильма. Вячеслав Баранов и Александр Лабуш
Кадр из фильма. Вячеслав Баранов и Александр Лабуш

На экране перед зрителями проходит всего несколько часов: Костя, только что вернувшийся домой, приезжает к другу Андрону, а тот приглашает его на пикник, где будут новые подружки, Лена, на пару дней приехавшая в их городок из Минска, где учится в университете, и её младшая сестра Маша. Везёт всех на пикник Алик, обладателей «Жигулей».

Фото со съёмок. Родион Нахапетов, Вячеслав Баранов, Вера Глголева
Фото со съёмок. Родион Нахапетов, Вячеслав Баранов, Вера Глголева

На трассе машину догоняет Костя на мотоцикле, и его присутствие для Лены оказывается неожиданностью.

Кадр из фильма. Родион Нахапетов и Вера Глаголева
Кадр из фильма. Родион Нахапетов и Вера Глаголева

Похоже, Алику она ничего не рассказывала об отношениях с Костей. Впрочем, даже непонятно, что это были за отношения (а пару раз в разговорах Кости с мамой и Андроном проскакивает, что Лена и не писала парню в армию), да и были ли они. На пикнике кое-что проясняется,

возникают спорные ситуацию между молодостью и опытом, юношей и взрослым мужчиной, начинающим жизнь человеком и уже многого достигнувшим. А посередине — девушка, к которой оба имеют чувства.
Кадр из фильма. Родион Нахапетов и Алексадр Лабуш
Кадр из фильма. Родион Нахапетов и Алексадр Лабуш

Фильм «Прости нас, первая любовь» получился интересным (в первую очередь, за счёт интриги, с кем же останется Лена), но неровным. В нём много утерянных линий, которые нужно додумывать самостоятельно, и сложно сказать, был ли это провал сценария или таков подход режиссёра. Сам Михаил Якжен говорил:

«Нам хотелось, чтобы в фильме звучали интонации нежности и грусти. «Прости нас, первая любовь» — это прощание героев с волнующими, но во многом наивными юношескими иллюзиями».

Нотки нежности и грусти тут действительно есть. За счёт мелодраматического сюжета, приятной музыки и убаюкивающей осенней природы, на фоне которой развивается основное действие. Но герои то слишком плоски, то чересчур глубокомысленны, и уж точно не вызывает антипатии Алик, которому, видимо, предписано быть тут злодеем-разлучником. В целом, лента неплоха и создаёт определённое настроение, но вряд ли она для частого просмотра. А у Веры Глаголевой определённо были куда более удачные роли, запомнившиеся зрителям.

А вы знаете об этом фильме? У вас были предположения, с кем финале останется Лена?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-10

В новых выпусках:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: