Позиционирование – это способ четко объяснить людям кто я такой.
Зачем психологу позиционирование?
Во-первых, позиционирование - это очень эффективный способ выделиться на фоне других психологов. Ну например, большинство психологов работают со множеством психологических проблем, применяя разнообразные методы. А Вы, скажем, работаете только с депрессивными клиентами и только в КПТ-подходе. Таким образом, выбирая из множества психологов, депрессивный клиент, скорее всего выберет Вас, потому что подумает, что Вы сможете лучше ему помочь, если специализируетесь именно на его проблеме и именно на конкретном подходе.
Во-вторых, это способ закрепиться в сознании целевой аудитории. Чтобы Ваше имя ассоциировалось у человека с Вашим позиционированием. То есть, стать брендом в какой-то определенной психологической нише. Ну например, Дмитрий Гухман - сексолог, который создает обучающие онлайн-программы для женщин. В таком случае, если женщине потребуются знания в этой области, то она, скорее всего, купит его курсы. Значит ли это, что только эта целевая аудитория обратиться к нему? Вовсе нет. На курсах могут обучаться и мужчины. К Дмитрию могут обратиться, как к психологу, за консультацией или пройти у него терапию, опять же, как женщины, так и мужчины. Но, при создании позиционирования, он (или его маркетологи) прицелились очень узко. И такая стратегия дала очень хороший результат - его обучающие программы прошли уже более 30 тысяч женщин, а одна его консультация стоит 50 тысяч рублей. А Вы думаете, что другие сексологи хуже него разбираются в теме?
В-третьих, без позиционирования Вы, как психолог, не имеете отличительных свойств на рынке. Соответственно попадаете в очень жесткую конкурентную среду, где, зачастую, можете выиграть только снижая цену, или вообще бесплатно оказывая свои услуги - бесконечно нарабатывая опыт.
В-четвертых, позиционирование поможет завоевать доверие целевой аудитории.
От позиционирования зависят:
- целевая аудитория,
- цена услуг,
- стратегия лидерства на рынке (об этом я расскажу в следующей статье).
Позиционирование должно быть кратким, четким и легко запоминаться.
Примеры позиционирования психологов
"Психолог Василий Пупкин - помогаю выйти из депрессии путем коррекции деструктивных моделей мышления. Работаю со взрослыми. Консультации онлайн и очно."
"Психолог Ольга Терентьева - помогу войти в ресурсное состояние, если нет энергии и сил. Применяю методы арт-терапии. Работаю с подсознанием. Результат после первой сессии."
"Ваш личный психолог, сексолог Дмитрий Гухман. Больше 100 000 женщин стали счастливее, благодаря моим курсам и консультациям."
Как построить позиционирование?
- Определить целевую аудиторию – кому мы продаем.
- Найти точки отличия от конкурентов – причины покупать именно у вас.
- Найти точку приложения усилий: упор на эстетику, качество, клиентоориентированность или что-то другое.
Постарайтесь найти ту область, в которой Ваш личный бренд может стать единственным в своем роде и лучшим выбором для клиента.
Вопросы, для определения позиционирования
1. Для кого предназначена Ваша услуга или продукт?
2. Какие потребности она удовлетворяет?
3. Чем Ваша услуга или продукт отличается от аналогов?
4. Почему выгодно купить именно у Вас?
5. При каких условиях и когда появляется необходимость в Вашем продукте или услуге?
Если, взглянув на Ваш сайт, или социальную сеть, или рекламное сообщение, можно ответить на эти вопросы – Вы правильно донесли концепцию позиционирования.
Советы при создании позиционирования
1. Если в основе позиционирования заложена цена, то она не является единственным параметром. Если у Вас действительно очень конкурентоспособная цена, то можно это указать, но обязательно аргументировать почему это так.
2. Нужно не бояться быть нацеленными на узкий сегмент рынка. Не бойтесь быть сильно специфичными. Пример «Эппл» - целевая аудитория: студенты, учителя и дизайнеры. Но, все равно, «Эппл» покупают все.
3. Если Вы позиционируетесь против основного лидера рынка, то Вам необходимо иметь абсолютное превосходство в отдельной области. Например, Вы, как и Дмитрий Гухман, сексолог и хотите продавать курсы для женщин. В таком случае Вам надо будет выбрать другую стратегию лидерства и стать в ней номером один. Например, Дмитрий выбрал стратегию "Эстетическое превосходство" - его сайт, фотографии, социальные сети, блоги - все оформлено идеально, а сам Дмитрий всегда выглядит превосходно. Копировать данную стратегию очень сложно. Но можно отстроиться, выбрав стратегию "Близость к клиенту", например, в которой Вам не надо быть Мистером Совершенство, и выложить круглую сумму дизайнерам. Вы сможете иметь недостатки во внешности и не идеальное оформление в соцсетях, но необходимо будет выстроить доверительные отношения с аудиторией - стать близким им человеком. Рассказывать о своей жизни, где-то, даже, о своих неудачах и недостатках, общаться с клиентами лично, а не через чат-ботов. Подробнее о стратегиях лидерства я расскажу в следующей статье.
Подпишитесь на мой канал в Телеграм, чтобы не пропустить важную информацию >>>>
4. Если Вы что-то обещаете своей целевой аудитории, посредством позиционирования, то Вам необходимо быть в состоянии выполнять данные обещания.
5. В основе позиционирования лежат две-три важные характеристики Вашего продукта или услуги.
6. Из позиционирования очевидно, что Вы ориентированы не на всех, и не помогаете всем без исключения людям, с любыми психологическими проблемами.
7. Если Ваше уже существующее позиционирование успешно, то новое позиционирование должно его улучшать, а не менять.
Автор статьи
Вера Бахметьева - интернет-маркетолог
Читайте также:
Продвижение психолога. Шаг1. Выбор ниши
Продвижение психолога. Шаг 2. Оценка потенциала ниши
Продвижение психолога. Шаг 3. Конкурентный анализ
Продвижение психолога. Шаг 4. Поиск целевой аудитории
Психологические запросы в Яндексе