Найти тему
My Decor Room

Стиль Рококо

 Антикварная люстра на 15 рожков в стиле «Марии-Терезии»
Антикварная люстра на 15 рожков в стиле «Марии-Терезии»

Рококо́ (фр. rococo; ироничное переложение слова рокайль (rocaille) — «щебень, галька, каменные обломки» — наименование художественного стиля западноевропейского, главным образом французского, искусства второй четверти и середины XVIII века. Термин вошел в употребление в конце XVIII века, в период неоклассицизма и, вначале, его использовали с негативным оттенком в значении «вычурный, прихотливый, искажённый».

В XIX веке стиль рококо считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Между тем, во Франции — на родине рококо — предыдущий стиль Людовика XIV в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии, стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Жермен Базен подчёркивал различия понятий «рокайль» (как разновидности орнамента) и «стиля рококо». Ссылаясь на французского историка и теоретика искусства Луи Откёра, он подчёркивал, что «стиль рококо происходил не только из определённой системы орнамента, но и из новой органической архитектурной концепции, которая выражалась в по-новому организованных плоскостях».

Во французской истории орнамент рокайля и стиль рококо, а также стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Термин «рококо» распространяют на более широкий круг произведений искусства, а также моды и стиля жизни, мироощущения первой половины XVIII века. Наиболее известным художником периода Регентства во Франции является Антуан Ватто, творчество которого служит прологом к стилю рококо.

Гравюра Жюста-Ореля Мейссонье для приставного столика, около 1730 года
Гравюра Жюста-Ореля Мейссонье для приставного столика, около 1730 года

В переходный период Регентства после роскоши «большого стиля» времени правления Людовика XIV, скончавшегося в 1715 году, искусство переместилось из дворцовых пространств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Второй причиной камерности «стиля рокайля» является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка.

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х годов, стиль рококо сохранял свои позиции в придворном аристократическом искусстве вплоть до конца столетия. Во Франции период рококо иронично называли «временем Купидона и Венеры».

Как и во всех прочих французских «королевских стилях» Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI важное значение «носителя стиля» имело искусство орнаментальной гравюры. Работая в том жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства формальные элементы стиля, которые затем использовали другие мастера: керамисты, резчики по дереву, чеканщики по металлу, ткачи и ювелиры. В период Регентства сочинением орнаментов помимо живописи занимался Антуан Ватто. Именно в эпоху рококо произошло открытие в 1708 году европейского фарфора И. Ф. Бётгером в Мейсене (Саксония). Стиль рококо оказывал в те годы значительное влияние на саксонское искусство. Тонкий, белоснежный и полупрозрачный, звонкий, с красочной росписью под блестящей глазурью, фарфор будто самой природой создан для воплощения эстетики стиля рококо. Продукцию Майсена затронули и китайские влияния, вплоть до прямого подражания: «стиль какиэмон» и шинуазри.

Канапе. Офорт Г. Юкье по рисунку Ж.-О. Мейссонье. 1735
Канапе. Офорт Г. Юкье по рисунку Ж.-О. Мейссонье. 1735

В эпоху рококо получило интенсивное развитие искусство «златокузнецов», мастеров-чеканщиков по золоту и серебру, ювелиров и создателей больших столовых сервизов из серебра.

Мебель рококо отличается изысканными контурами, изогнутыми линиями, ножками типа кабриоль, украшениями маркетри и бронзовыми золочёными рокайльными накладками. Характерны небольшие консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры, кушетки Дюшес-бризе (фр. duchesse brisée — разбитая герцогиня). Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза». Знаменитым произведением эпохи является Королевское бюро (фр. Bureau du Roi) — цилиндрическое бюро, шедевр мебельного искусства Франции XVIII века, созданный для короля Людовика XV выдающимся мастером-мебельщиком Ж.-Ф. Эбеном в 1760 году по рисунку Жан-Клода Дюплесси и законченное Жан-Анри Ризенером в 1769 году. Бюро с цилиндрической крышкой украшено маркетри, вызолоченными бронзовыми деталями и плакетками севрского фарфора.

Портрет Марии-Терезии Австрийской императрицы
Портрет Марии-Терезии Австрийской императрицы

Согласно Большого энциклопедического словаря изобразительного искусства (Власов В.Г. СПб.:ЛИТА, 2000) стиль Марии Терезии - историко-региональный художественный стиль австрийского Рококо, сложившийся при венском дворе в период правления императрицы Марии Терезии (1740-1780). В 1713 году из-за отсутствия наследника по мужской линии австрийский император Карл VI утвердил новый закон о престолонаследии, по которому его дочь Мария Терезия могла наследовать трон. Благодаря браку с Францем Стефаном, герцогом Лотарингии, возник Габсбургско-Лотарингский императорский дом, а в художественной жизни усилилось французское влияние.

Лучшие интерьеры дворца Шёнбрунн, созданные в 1744-1760 годах Николо Пакасси, демонстрируют особенности стиля "венского рококо". Большая галерея украшена вызолоченными лепными рокайлями, гирляндами. Живописные плафоны, созданные итальянцем Грегорио Гульельми, заключены в рокайльные обрамления сложного рисунка (с 1772 г. этот живописец работал в Петербурге). "Миллионная комната" (название - от стоимости ее отделки) обшита панелями розового дерева, в которые вмонтировано 260 подлинных персидских и индийских миниатюр XVII века, обрамленных причудливыми картушами из рокайлей. "Лаковая комната" оформлена китайскими лаковыми панно. 13 октября 1762 года в одном из залов дворца для Марии Терезии давал концерт шестилетний Моцарт. Интерьеры Шёнбрунна отличает сдержанный, строгий - насколько правомерны такие определения в отношении Рококо - стиль, что соответствует пуританским нравам самой императрицы и ее жесткой политике в отношении нравов. Однако в других интерьерах австрийской столицы и в искусстве мебели этого периода "стиль Марии Терезии", в сравнении с образцами французского Рококо, отличается пышностью и тяжеловесностью орнаментальной резьбы, яркими красками.