СМИ 27.05.2024 в вестях недели уделили новой прогрессивной подсистеме НДФЛ целую главу: справедливый налог - справедливое общество; важно, чтобы прогрессия не затронула большинство граждан; многодетным семьям налог вернут как «кэш бэк» по карте; развитие нац. проектов и социальных программ на проценты прироста подоходного налога… У нашей страны есть опыт плоской шкалы НДФЛ, и с 2021 года страна работает в варианте прогрессивного налога, пусть и не полноценного варианта, но 15% с суммы свыше 5 млн. руб - некий прогрессив в НДФЛ.
Но так ли нам нужна прогрессивная подсистема НДФЛ? Да, такая подсистема, действительно объективно назрела, но параметры справедливости и шкалы такой новой подсистемы - как их рассчитать и готовы ли институциональные факторы для такой подсистемы? Будет ли эффект «справедливости»? Давайте порассуждаем.
НДФЛ - федеральный налог. Налоговая ставка 13% независимо от региона для всех резидентов. Но уровень доходов внутри каждого региона различен - различны и цены. Стоимость проживания в различных регионах РФ разнится и более высокие доходы в таких регионах компенсируют высокие расходы. Но повышенный доход - это плата за повышенный расход. Если проецировать данный пример на другие гео локации в сравнении между собой, то в подсистеме прогрессивного налога должен быть учтен и региональный фактор. Как можно учесть данный фактор?
Есть три варианта:
# Вариант 1. Не учитывать данный фактор - тогда где Справедливость?
# Вариант 2. Учитывать данный фактор вводом особенностей в новой подсистеме НДФЛ для каждого региона - это сложно как технически, так и экономически, но также Справедливо.
# Вариант 3. Учитывать данный фактор, но за основу взять максимальный регион по доходам, что также будет являться Справедливым решением.
Рассмотрим институциональный фактор - конкуренцию. Наиболее многочисленные и доступные сферы для бизнеса - сфера торговли и сфера услуг. Конкуренция в данных сферах развита наиболее эффективно и сферы хорошо сегментированы по составу потребителей. Институт конкуренции - это противоположный экстремум институтам монополии и олигополии. Монополия - это, как правило, сдерживающий фактор в развитии экономики. Доля МСП в ВВП России составляет 20%, что в три раза меньше показателей других стран, что также не в пользу института конкуренции. На мой взгляд, не развитость института конкуренции в экономике может повлечь за собой следующий негативный эффект - генеральные директора, руководители в гос. корпорациях, федеральных органах власти и других государственных учреждениях - просто повысят себе и своим приближенным в команде зарплату и, скорее всего, вне зависимости от уровня роста процентной ставки по налогу. Рост заработной платы - это рост себестоимости экономики, а значит рост цен и инфляция.
В целом, крайне важно придерживаться плавного курса в новой прогрессивной подсистеме НДФЛ, иначе - это сокращение платежеспособного спроса, а это уже фактор экономического спада.
Для учета регионального фактора предлагаю оставить нижний порог роста НДФЛ по уже существующему сценарию в налоговом кодексе до 5 млн. руб - 13%, свыше 5 млн. руб - 15%.
Я соглашусь и поддержу следующую позицию - отменить НДФЛ на доходы ниже прожиточного минимума. Повысить ставку на доходы от 24 до 200 млн рублей в год до 18%, на доходы от 200 до 500 мли — до 20%, на доходы свыше 500 млн рублей установить ставку в 25%.
Всем Добра и Спорта!